вторник, 19 декабря 2023 г.

Нью-Йорк пять лет спустя

1. После того, как мы переехали в США, мы регулярно бывали в Нью-Йорке, и перерыв в пять лет с последнего визита в ноябре 2018 года стал для нас рекордным. Я переживал, что прежний НЙ не пережил пандемию, везде будут бомжи и запустение. Но нет: при Эрике Адамсе НЙ ещё больше похорошел, повсюду строятся новые здания. Общественный туалет в Центральном парке чистый. В общем, после Сан-Франциско нам любой город в США кажется чистым, но центр НЙ лучше даже Солт-Лейк-Сити и Нового Орлеана.

2. Главной нашей целью было посещение «Тангейзера» в Метрополитен-опере. После этого спектакля мы посмотрели все основные оперы Рихарда Вагнера живьём в театре. В «нагрузку» к «Тангейзеру» сходили на относительно современную оперу «Флоренсия в Амазонии», а в среду между операми вклинился мюзикл “Wicked”, который идёт на Бродвее уже 20 лет. Но обо всём по порядку:

3. Наше путешествие началось с перелёта из Сент-Джорджа в Финикс в воскресенье 10 декабря. Лететь меньше часа, но у нас была 8-часовая пересадка в Финиксе, поэтому мы успели выйти в город, встретиться с моим знакомым, который там живёт, и он отвёз нас в сад кактусов, где мы погуляли до заката:

4. В Ньюарк (пригород НЙ в Нью-Джерси) мы прилетели рано утром в понедельник (American Airlines; $574 на двоих туда-обратно; билеты брали ещё в августе). И встал вопрос, что делать с рюкзаками до регистрации в отеле в 3 часа. Камеры хранения в США не любят из-за террористической опасности, но я нашёл приложение Bounce, позволяющее найти магазины, которые за деньги подержат ваши вещи. Мы закинули рюкзаки в магазин кимоно на 14-м этаже офисного здания рядом с Penn Station. Не удивлюсь, если на хранении багажа они больше зарабатывают, чем на продаже этих самых кимоно. Мы заплатили $17 через эпп:

5. Позавтракали бейглами с видом на рождественского тиранозавра, который смешно открывал пасть:

6. Я ожидал, что в декабре в НЙ будет лежать снег, но нам повезло с погодой. Температура ночью не падала ниже 0 ºC, а днём прогревалось до 10–12 ºC. В воскресенье шёл ливень, но к нашему прибытию утром понедельника он закончился, и в остальные дни было голубое небо. Мы даже успели застать последние жёлтые листья:

7. Мы прошли по High Line парку, а потом по новому парку Little Island (2021) над Гудзоном. Внешне он напомнил нам колонны на озере Краули в Калифорнии. Помещаю четверговое фото, сделанное в ясную погоду:

8. А потом мы начали культурную программу с Whitney Museum of American Art, который нам, скорее, не понравился. Слишком маленький за свои деньги ($30 с человека), и три этажа из четырёх отданы под не самые интересные выставки современных художников, творящих по линии партии. Вот портрет Обамы с женой кисти Генри Тейлора из Лос-Анджелеса (там ещё десятки подобных портретов родственников и знакомых художника):

9. Если бы не один этаж с классическими работами Александра Колдера, Эдварда Хоппера и Джорджии О’Кифф, я бы вышел оттуда совсем злой. Но “Summer Days” («Летние дни», 1936) О’Кифф надо было посмотреть:

10. Ещё потоптались по Манхэттану, перекусили в индийской забегаловке, забрали рюкзаки (планшеты не упёрли) и поехали на «жёлтом» метро “N” в Куинс до станции “39 Avenue – Dutch Kills”. Я знаю, что НЙ был основан голландцами, у которых слово “kills” означало ручей. Но мне показалось забавным, что по-английски это название читается, как «голландец убивает». Особенно на фоне «девушки с жемчужной серёжкой» Вермеера, которая по всему НЙ рекламирует «Кока-Колу»:

11. Отель Vista LIC (LIC = Long Island City) из сети Best Western обошёлся нам в $896 за 4 ночи, что для НЙ нормально. Он не был идеальным, но расположен рядом с метро. Метро – эта самая жёлтая ветка “N” и “W” – тоже ходило неидеально. Дважды поезд, в котором мы ехали, ломался с предупреждением, что дальше не пойдёт, добирайтесь сами, как умеете. Один раз такое произошло вечером в понедельник, когда мы поехали в даунтаун Манхэттана, но не доехали и вышли на Times Square. Безумное место, конечно. Но в НЙ оно одно такое. Вверху чуть правее центра видна реклама “Wicked”, на который мы пойдём в среду:

12. Как бы то ни было, до даунтауна мы всё же добрались. Успели пройти до закрытия мимо чаш на месте Башен-близнецов. Вокзал «Окулус» архитектора Сантьяго Калатравы тоже на месте:

13. Внутри «Окулуса» красиво и торжественно. Люблю этот «скелет кита»:

14. Закупились едой на ужины и завтраки в Trader Joe’s и вернулись в отель. После ночного рейса из Финикса в понедельник мы ещё были сонные. Во вторник 12 декабря мы пешком двинулись по мосту Куинсборо в сторону Центрального парка. В планах был Музей Метрополитен, где мы уже были в 2008 году, но с тех пор моё понимание искусства перешло на качественно новый уровень:

15. Пока стояли в очереди, купили с телефона билеты: те же $30, что и в Whitney, но Метрополитен – это бездна, куда можно провалиться и ходить там, если не вечно, то очень долго. У меня был список из четырёх вещей, которые я хочу там увидеть, а потом уже можно всё остальное обойти, сколько успеем. За 4 часа успели только «обязательную программу», включающую Ван Гога, о котором я недавно прослушал 45-часовую аудиокнигу:

16. В Метрополитен проходила выставка «Мане – Дега», на которую надо было вставать в виртуальную очередь, сканировав QR-код. Не самые мои любимые художники, народу было много, но раз уж были в музее, то решили зайти. Ждали 20 минут, пока нас пригласят:

17. НЙ повезло в том плане, что в ближайшее время мы других больших поездок не планируем, поэтому у меня будет время написать о нём несколько постов. Я задумал отдельный рейтинг картин из Метрополитен, поэтому сегодня ограничусь фото из рыцарского зала:

18. После музея поели в индийском ресторане, поехали отдохнуть в отеле, а вечером у нас был «Тангейзер» в другом Метрополитене – в опере. Постановка была красивая и классическая (режиссёр Отто Шенк), но нам спектакль в первую очередь понравился благодаря исполнителю главной роли – австрийскому тенору Андреасу Шагеру. Мощно поёт, как и надо у Вагнера:

19. Мы решили, что двух художественных музеев нам в эту поездку хватит, поэтому в среду с утра поехали в даунтаун Бруклина, где никогда раньше не были и где за последние несколько лет понастроили новых небоскрёбов, включая самую высокую в Бруклине 327-метровую «Башню Саурона» (The Brooklyn Tower). Строят её с 2018 года поверх банка 1907 года:

20. Но по красоте ей не переплюнуть 156-метровое здание Williamsburgh Savings Bank Tower (1929) – с часами и куполом. До 2009 года, в течение 80 лет, оно было самым высоким в Бруклине, а сейчас только 12-ое. Так интенсивно там строят:

21. Дошли до Центральной библиотеки, где «умные мысли» мёртвых белых людей завесили баннерами с цитатами из рэп-песен с названиями “Things That U Do” и “Justify My Thug” (только уголок слева внизу загнулся):

22. Погуляли и по Prospect Park, а потом поели в индийском буфете и вернулись в отель:

23. Перед мюзиклом прошлись мимо разукрашенных к праздникам магазинам на Пятой авеню. Все постят вот эту штуку на магазине одежды Saks:

24. Перед Рокфеллер-центром, где стоит одна из главных ёлок НЙ, как всегда в это время не протолкнуться:

25. На “Wicked” мы собирались пойти с моей знакомой, которая живёт в НЙ, но она заболела, и я не смог придумать, кого можно пригласить. Может, надо было в жж и иг написать, но вряд ли кто-то собрался бы в последний момент. Надо учесть на будущее, а пока третье сидение получилось для хранения курток. Наверняка, можно было билет и в кассу сдать (каждый стоил $159), так как “Wicked” уже 20 лет продаёт все билеты в самый большой бродвейский театр Gershwin Theatre, принося больше 2 млн долларов в неделю и по общим доходам обогнав «Призрака оперы»:

26. И после шоу я легко понимаю, почему оно такое популярное. Я ожидал нечто более детское, ведь сюжет основан на «Волшебнике из страны Оз» и рассказывает историю со стороны злой ведьмы, но детей среди зрителей было немного, и этот мюзикл – самая бродвейская классика для всех. В следующем году по нему собираются выпустить фильм: ещё популярнее станет:

27. Утром четверга поехали снова в даунтаун Манхэттана. Там небоскрёбов на любой вкус, но для нас главный – 8 Spruce Street (2011) архитектора Фрэнка Гери (высокий слева):

28. В очереди чесать яйца быку не стояли. У меня и без этого акции растут:

29. А «Бесстрашную девочку» догадались убрать с пути быка, который хороший и за экономический рост, и поставили напротив здания биржи, где наряжена ещё одна большая ёлка:

30. Заглянули с парк с многочисленными скульптурами Тома Оттернесса. Вот здесь собака, привязанная к питьевому фонтанчику, смотрит на кошку, которая смотрит на птичку, которая смотрит на типичного оттернессовского человечка:

31. О скульптурах – музейных и уличных – я, пожалуй, тоже отдельно напишу. А пока отмечу, что в НЙ больше всех парков я люблю пройти вдоль Гудзона с видами на Джерси-сити. Там нет людских толп, но есть простор, «большая вода» и современное искусство. Четыре вертолёта летят на юг:

32. Пообедали пиццей в Famous Original Ray’s Pizza – больше из ностальгических чувств, потому что ели там, когда ездили в НЙ из Питтсбурга, но у них действительно вкусная пицца:

33. Перед оперой снова заглянули в Центральный парк, где люди на катке мне всегда напоминают полотна Брейгеля, но с небоскрёбами, а не средневековыми замками на заднем пейзаже:

34. В Мет-опере встретились с Анной "drakosh-a": приятно пообщаться с человеком, который разбирается в опере. Она живёт в НЙ много лет и подсказала нам много мест, которые мы посетили в этой поездке. А вот сама опера “Florencia en el Amazonas” мексиканского композитора Даниэля Катана ни неё, ни нас не впечатлила. Мы её уже слушали в 2018 году в Сан-Диего, и тогда мне очень понравилось. А на этот раз пели плохо, было скучно, и я могу отметить только яркую постановку и костюмы «жителей Амазонии»:

35. В пятницу до выписки из отеля у нас было время дойти до парков Gantry Plaza State Park и Hunter’s Point South Park, откуда через East River виден Манхэттан. Сколько небоскрёбов ни настроили, а Empire State Building и Chrysler Building – 1930-х годов с шпилями – самые известные и заметные. А вот штаб-квартира ООН между ними скучная:

36. С рюкзаками мы не планировали ходить очень много. Для полной коллекции пофотографировал скульптуры Тома Оттернесса “Life Underground” (2001) на станции метро “14th Street/Eighth Ave”:

37. На ланч ели бейглы. Нормально, но их можно и в магазине самому купить и сливочным сыром намазать:

38. А потом с Penn Station на поезде NJ Transit поехали в аэропорт Ньюарка ($15.75 в одну сторону с человека – всё-таки дешевле, чем на такси). И оттуда без особых приключений через Финикс долетели до Сент-Джорджа:

39. Если что не успели посмотреть или с кем встретиться, то мы в НЙ собираемся ещё раз в марте. Там очередные оперы будут. Планируем наконец-то сходить в Карнеги-холл на симфонический концерт, подняться на Статую Свободы и съездить на кампус Йельского университета. В своём рейтинге городов я подвинул НЙ на первое место. Всё же нигде больше нет столько всего:

40. В этот обзорный пост поместилось только 40 фотографий из почти 1700, которые я сделал за поездку. Apple Store в Бруклине напоминает мне, что пора сделать самому себе рождественский подарок в виде нового iMac, который будет меньше тормозить (на виндоусовский компьютер я оказался не готов вернуться):