четверг, 5 сентября 2019 г.

Интервью о мобильных приложениях

Месяц назад получаю письмо: “Прочитал о вас статью” – и следуют вопросы в духе “сколько обходится разработка одного приложения?”. А я ни сном ни духом, что за статья. Оказалось, что кто-то почитал мои посты в жж по тэгу “apps” и выложил на своем сайте вольный пересказ. В этом нет ничего противозаконного, но там была масса неточностей в цифрах и сроках (например, написали, что мой брат тоже работал в Беркли, или что у нас “полторы сотни” приложений, когда их примерно в три раза меньше), а, главное, мне приписывалась мотивация, которой у меня никогда не было. Вроде того, что я перестал писать в жж о приложениях, потому что испугался конкурентов, когда на самом деле мне просто не о чем писать, так как с приложениями ничего не меняется.

Я написал едкий комментарий, после которого со мной связался автор статьи и исправил самые грубые ляпы. Он же предложил мне ответить на несколько вопросов о приложениях, чтобы представить свою точку зрения. Ресурс у них, конечно, посвящен разным быстрым и сомнительным способам заработка в интернете. Но я подумал, что, во-первых, лучше уж я сам напишу, чем меня будут перевирать и представлять мой отказ, как доказательство, что мне есть, что скрывать. Во-вторых, меня регулярно просят в жж делать апдейты о приложениях. Я все, что о них знал, рассказал, повторяться не хочу. Но если задают конкретные вопросы о том, что реально людей интересует, так и быть, пусть будет такой FAQ об эппах, на который я смогу в будущем ссылаться.

В-третьих, я сам пришел в эту область, читая рассказы других разработчиков, и покривлю душой, если не признаю, что сам первым делом лез смотреть финансовые показатели. У меня сложилось впечатление, что в этой области как раз самые балаболы – это те, кто мнутся раскрывать информацию о доходах, а честным разработчикам скрывать нечего. Я сам себе хозяин, не связан никакими NDA и веду бухгалтерию так, что в любой момент готов баллотироваться в президенты от демократов. А конкурентов я мог бояться в 2014 году, когда люди уже начинали копировать наши приложения. Сейчас не боюсь. Умным людям всегда рад помочь советом, а глупым мои советы не помогут.

Вот ссылка на интервью для тех, кто хочет читать с картинками. Я ниже скопировал текст. Для постоянных читателей моего блога новой информации там будет минимум. “Желтый” заголовок, разумеется, не я придумал. Как будто я пытаюсь продать очередной “секрет успеха”. Хорошо еще, что отговорил их мое фото размещать. Так можно написать “Как американский пенсионер зарабатывает 15 миллионов долларов на написании мемуаров”, но не упомянуть, что этот пенсионер – Джо Байден. С братом-программистом, я мог быть не только бывшим химиком, но и бывшим семинаристом, юристом, работником “Макдоналдса”. Первоначальные расходы были не $100, а стоимость жизни первые 1,5 года, когда эппы не приносили дохода, которые невозможно правильно посчитать. И $25000 – это был доход в один месяц, когда совпал чемпионат мира по футболу и смена алгоритмов Google Play. Я бы так никогда не написал. Честнее писать $15000 в месяц или $500 в день, который действительно стабильны уже почти два года.

И в каждом втором вопросе сквозит желание выведать у меня тайну, как любому “химику” взять и начать зарабатывать такие деньги. А тайна в брате-программисте, и деньги не такие уж большие для двух мобильных разработчиков в США. Уверен, что в нашем доме половина жильцов больше получает. Наше преимущество в том, что мы эти деньги продолжаем получать, ничего не делая, а если начнем работать, то будем получать еще больше, в то время, как у наемных работников потолок доходов гораздо ближе. Но об этой философии меня не спрашивают. Задают вопросы – как сделать эпп, чтобы он в топ попал. Да если бы я знал, я бы только такие эппы и делал. Нет у нас сейчас эппов в топе, если под ним подразумевать Top Chart в магазинах приложений.

***

Здравствуйте, Андрей, рады, что согласились дать интервью для наших читателей. Для начала, актуально ли в 2019 году самостоятельно, без большой команды, разрабатывать и продвигать мобильные приложения?

Я отвечу, что это возможно и мы с братом тому пример. Но попытался вспомнить другие примеры и не смог. Уверен, что есть много других успешных маленьких команд, которые по разным причинам не хотят рассказывать о своих результатах и методах работы. А насчет актуальности надо спрашивать тех, кто начинает с нуля в 2019 году, но не сейчас, а через год.

Вы упоминали, что самостоятельно учились разработке приложений — у вас получилось? Как сложно человеку, далекому от программирования, стать разработчиком приложений?

В прошлом году я начал изучать Java с целью научиться делать мобильные приложения полностью самостоятельно и не зависеть от брата-программиста. Пока не удалось продвинуться дальше простейших приложений «две кнопки — одно текстовое поле». Но я не так много времени и усилий положил в это обучение, потому что у меня нет такой мотивации, что если не научусь, то помру с голода. Если раньше я говорил, что научиться делать мобильные приложения легко, то сейчас, попробовав сам, изменил свое мнение. Нужны сильная мотивация, умение доводить проекты до конца и любовь к программированию. Если что-то из этой троицы отсутствует, то будет сложно. Особенно, если пытаться все сделать в одиночку. 

Сколько времени уходит на разработку одного из ваших типичных приложений с нуля, если этим будет заниматься один программист средней руки?

Если этот программист уже имеет опыт создания мобильного приложения с нуля до успешного запуска в магазине, то за месяц должен справиться. Если надо изучать новую для себя платформу, то может и год занять.

Какие по факту умения (знания языков) должны быть у программиста, чтобы он мог разработать квиз?

Важно знание не столько языков, а сколько конкретных платформ и фреймворков. Надо определиться, делать нативные для каждой платформы приложения (для Android на Java или Kotlin; для iOS – Swift или Objective-C) или использовать кросс-платформенные движки. Часто встречаю упоминания Unity (C#), React Native (JavaScript) и Flutter (Dart). Наши нынешние приложения написаны на кросс-платформенном движке Cocos2d-x (C++).

Вы не тратили денег на продвижение своих приложений. Как удалось некоторым вашим приложениям выбиться в топ Google Play и App Store?

Смотря что считать топом. Бывало, что некоторые из наших приложений на короткий срок выходили в топ своих категорий в некоторых странах. Например, в прошлом году, во время чемпионата мира по футболу наше приложение о флагах вышло в топы Бельгии и Хорватии, и это не могло быть чистой случайностью. Первым нашим успешным приложением в Google Play, которое потянуло за собой остальных, были «Кантоны Швейцарии» — хороших приложений на эту тему не было, а оказалось, что она очень востребована. Это не такие случаи, которые можно предугадать заранее. Общий совет — надо делать хорошие приложения, понимать, чем они отличаются от плохих, и надеяться на удачу.

Что сильнее всего влияет на выход приложения в топ — количество загрузок, отзывы, время использования приложения или какие-то может другие факторы? Может ли, например, выйти в топ приложение, у которого много загрузок, но все отзывы отрицательные?

Точных алгоритмов никто не знает, и они постоянно меняются. По моим многолетним наблюдениям самый главный фактор — количество скачиваний в последние дни. С ним коррелируют и остальные показатели, такие как количество оценок и отзывов. Несколько лет назад журналисты писали о том, что топ iOS возглавил Facebook Messenger со средней оценкой 1,2 звезды. Тогда на iOS старые отзывы стирались при обновлении. Но у Facebook такой сильный бренд, что оценки не влияют на скачивания и попадание в топ.

Реально ли сейчас приложению попасть в топ без платного продвижения?

Можно пойти в топ и начать изучать все приложения одно за другим, как они туда попали. Уверен, что найдутся те, которые попали без платного продвижения. Но так как мы не рассматриваем попадание в топ как главную цель, скорее, как приятную неожиданность, я заниматься таким исследованием сейчас не готов.

Вы писали, что приложения по химии не смогли добиться того успеха, что и квизы по географии. Как вы думаете, почему?

В мире намного больше людей, которые интересуются и изучают географию; не только школьники, но и путешественники, спортивные болельщики. Химия — очень нишевая, сложная область, которая не так хорошо ложится в формат квиза для всей семьи. Те, кто ее учит, предпочитают более надежные источники, чем мобильное приложение. 

Как вы отслеживаете, какими приложениями продолжают пользоваться? Ведь этот параметр также влияет на позиции приложения помимо загрузок и отзывов?

Я когда-то посмотрел в Firebase (аналитика от Google), какие у наших приложений retention, DAU / MAU. Я не смог сделать никаких выводов из этих данных по удержанию пользователей, кроме банальных — надо добавлять больше уровней и вопросов. Не уверен, что удержание напрямую влияет на положение в топах.

Какие стартовые вложения потребовались и какие текущие расходы вы несете сейчас?

Непосредственно денег потребовалось $100 за аккаунт Apple-разработчика. Еще купили iPad для тестирования, но я этим айпадом много и для личных целей потом пользовался. Главными расходами можно назвать обеспечение жизни в первые полтора года, пока приложения не вышли на нормальный уровень доходов. Но не представляю, как их правильно посчитать. Сейчас у нас никаких бизнес-расходов, кроме тех же лицензий для ведения бизнеса с Apple в городе Сиэтле нет. Сервера у нас нет, наемных рабочих тоже. Пусть будет $500 в год с учетом амортизации компьютерной техники.

Ваши приложения монетизируются только с помощью рекламы? Не пробовали партнерские программы?

Не понимаю, что вы называете партнерскими программами. Прямые контракты с крупными рекламодателями? Слишком много возни по поиску таких клиентов, переговорам, составлению контрактов. Мы пользуемся рекламной сеткой AdMob от Google, и от них я меньше всего ожидаю каких-либо подстав и неожиданностей.

За что идет оплата с рекламной сети — за клики или показы? Сколько примерно платят?

У AdMob оплата идет только за клики. Величина зависит в первую очередь от того, сколько за клик платит рекламодатель. Разработчик может получить от 1 цента до 5 долларов за клик в зависимости от множества факторов: страны пользователя (в Японии платят больше, чем в России), формата рекламы (за видео больше, чем за баннер), времени года (в декабре больше, чем в январе), платформы, приложения и так далее. Вчера у наших приложений было в среднем 6 центов за клик.

Вы не пробовали какие-либо внутренние платежи в своих приложениях?

У нас есть встроенные покупки на iOS — отключение рекламы и бесконечные подсказки. Но они приносят не более 5% от общих доходов. На Android собираемся со временем добавить такие же покупки.

Возможно ли использование серых схем продвижения приложений и как сейчас обстоит с этим дело в магазинах приложений?

Я иногда вижу приложения с откровенно купленными отзывами (1 000 однотипных пятизвездочных отзывов на 5 000 скачиваний). Иногда Google с Apple такие приложения удаляют, иногда нет. Мы ничем таким не пользовались. С самого начала решили делать все максимально легально.

Существует мнение, что органический трафик на новые приложения сложно добыть и приходится в любом случае основное внимание переносить на платное продвижение. Вы согласны с этим?

Намного реалистичнее думать, что так оно и есть. Мы пока не собираемся платить за рекламу. Сколько я ни считал, нам это не выгодно с нашими доходами с одного скачивания. Но все крупные игроки продвигают свои приложения через платные каналы, и я не думаю, что мы умнее их.

Есть люди, которые утверждают, что зарабатывают на клонах популярных приложений, раскрученных с помощью рекламы. Насколько это соответствует истине?

Смотря что считать клоном. Уверен, что про любое зарабатывающее приложение можно сказать, что это клон игры, которая вышла еще в 1990-е годы. Уж одних клонов «три-в-ряд» полно, и я читал сегодня, что они зарабатывают 20% всех денег в Apple App Store.

Взгляд с той стороны — стоит ли рекламодателю продвигать свой продукт через приложения? Насколько эффективна такая реклама по сравнению с рекламой на сайтах?

Чего не знаю, того не знаю. Надо спрашивать у рекламодателей.

Сколько приносят все ваши приложения после вычета налогов?

Это величина переменная. В 2018 году после налогов осталось $169 000.

Есть ли разница в том, где разрабатывать, продвигать приложения и зарабатывать на них? К примеру, стоит ли для этого переезжать из России в США?

Мне в США нравится минимальная бюрократия с ведением бизнеса и банковскими переводами. Но если кто-то может организовать работающую схему в России, то там и налоги, и стоимость жизни ниже. Если и стоит переезжать из России в США, то не ради мобильных приложений. Это весьма интернациональный бизнес.

По вашему мнению, какая ниша в приложениях недооценена и куда следует направить свое внимание?

Все игры недооценены. Слишком много ресурсов по разработке приложений фокусируются именно на приложениях, а вероятность разработать новую успешную социальную сеть или даже погодное приложение очень невелика. Другое дело игры — игрокам всегда нужны новые. Но я еще со времени занятия наукой усвоил, что заниматься надо в первую очередь тем, что интересно тебе самому.

Собираетесь ли выпускать новые приложения, может быть есть какие-то задумки?

Да, собираемся. Задумок целый длинный лист. Есть идеи новых квизов (давно хочу попробовать сделать по математике), идеи простых логических игр и даже химического «калькулятора». Но пока идея не превратилась в приложение в магазине, она ничего не стоит. Такой же список у нас был и пять лет назад, но пока реализовалось из него очень немногое.

Кроме поддержки приложений, какие еще у вас планы на ближайшее будущее?

Глобальные планы мы не строим, потому что слишком многое может поменяться. Собираемся в путешествия в Орегон осенью, в Чикаго весной. Если приложения будут успешны, может, купим дом в Юте в ближайшую пару лет.

Вы закончили аспирантуру в США и у вас была возможность построить карьеру в науке, но вы пошли по совсем другому пути. По прошествии стольких лет вы не жалеете о принятом решении?

Нет, не жалею. Для меня главный ориентир — мои однокурсники, люди, с которыми я работал в лаборатории, чего достигли они, оставшись в науке. Не могу никому позавидовать. Мой путь с приложениями по всем статьям оказался выгоднее.

Что вы можете посоветовать тем, кто мечтает зарабатывать на приложениях?

Я давно всем предлагаю схему, похожую на то, как начинали мы. За полгода выпустить 10 простых, но разных приложений. Не надо три года писать «приложение века». Потом подождать еще полгода (если есть желание получать только органический трафик), посмотреть, какое из приложений оказалось наиболее успешным, и продолжать работать в этой области.

***

Чтобы все ссылки были в одном посте собраны. Моя собственная статья на vc.ru в первую очередь о грин-картах, но о приложениях тоже есть. Обратите внимание на разницу в заголовках: я не пишу “химик”, я пишу “ученый”, что может и к моему брату относиться.

Статья на “Инвест-Форсайт”. Тоже этим летом связалась со мной журналистка, мы поговорили о приложениях по скайпу, она написала все ту же историю. Теперь уж мне точно нечего добавить; если будут снова просить об интервью, буду слать на этот пост. Я рад пообщаться и ответить на вопросы, но не на те, на которые я уже три раза ответил.

Комментариев нет: