суббота, 3 сентября 2022 г.

Ashdown Gorge – альтернатива The Narrows? Cedar Breaks – альтернатива Bryce Canyon?

В этот четверг мы побывали в местах, которые в 2006 году просили сделать шестым национальным парком в Юте, но так и не сделали. Ущелье Эшдаун сравнивают со знаменитым узким каньоном The Narrows в парке Зайон: только идти надо не по пояс в реке, а по колено в ручье. Зато бесплатно, без людей, а виды ничуть не хуже:

Если долго идти по ручью, можно выйти к амфитеатру Cedar Breaks National Monument на высоте выше 10000 футов (3 км) над уровнем моря. «Кедровый разлом» в свою очередь любят сравнивать с расположенным восточнее парком Брайс-Каньон (последний раз мы были в Брайсе в марте этого года). А в Cedar Breaks мы заехали после обеда на машине и полюбовались разноцветными склонами и столбами (худу) с наблюдательных площадок:

Сейчас в Юте стоят жаркие дни. В Сент-Джордже 6 сентября обещают 110 ºF (43 ºC), поэтому мы ездим по горам, где прохладнее. Трейл по Ashdown Gorge начинается на высоте 7000 футов, и утром четверга вода была прохладная. Наученные опытом в The Narrows, где мы стёрли ноги до крови и так замёрзли, что повернули назад, мы пошли в неопреновых носках, купленных в Walmart по $10 за пару:

И оказалось, что в плане ходьбы в воде ручью Coal Creek далеко до Virgin River. Если в The Narrows в воде идёшь не меньше половины пути, часто погружаясь по пояс, а местами по грудь, в Ashdown Gorge надо только время от времени в два-три шага пересекать ручей, где вода не доходит даже до колена:

И видами The Narrows впечатляет больше. В Ashdown тоже будут участки, где ущелье поднимается вверх вертикальной стеной, но в The Narrows стены выше, а сам каньон у́же (в этом посте все фотографии из Ashdown Gorge):

Но в Ashdown есть, что посмотреть, кроме стен каньона. Через полтора часа подъёма путники выходят к скале «Голова Тома» (Tom’s Head), которую я уже помещал на первое фото:

Если от неё повернуть в левое боковое ущелье по ручью-притоку, а потом на развилке ещё раз налево, то придёшь к большому камню, с которого капает вода:

А если на последней развилке выбрать правую дорогу, то окажешься уже у настоящего водопада на Rattlesnake Creek:

По пути можно подивиться природной изобретательности в создании дырчатых скал:

Порой кажется, что это люди пришли и вырезали такие узоры, а в дырки положили камушки:

Но нет, всё естественное, геологическое:

Очень большая дырка превращается в арку (Flanigan's Arch) на краю каньона, которую легко пропустить, если не знать, в каком месте нужно поднять голову:

А вот насчёт того, что бесплатно и без людей, не врут. Мы ходили там 5 часов 20 минут, прошли 10,6 миль (17 км) и встретили только одного парня, который шёл без палок и карты и спросил у нас, по какому ручью идти интереснее всего. Мы отправили его к водопадам, потому что по основному пути (направо от Tom’s Head) каньон заканчивается. По лесу можно выйти к Cedar Breaks, но это ещё 8 миль с немалым набором высоты. Мы прошли в том направлении полчаса и повернули обратно у развалин лесной избушки:

Когда мы вернулись на парковку, там, кроме нашей, была всего одна машина. Номера у неё были из Индианы, должно быть на ней приехал встретившийся нам парень, и после обеда в азиатском буфете, когда мы ехали по той же дороге в Cedar Breaks, мы её уже не видели: парковка была пуста. А ведь до довольно крупного города Сидар-Сити (население 35 тысяч человек) всего 12 минут езды. В The Narrows в тот же день, наверняка, люди друг у друга на головах сидели. Про Зайон знают все, а о существовании Эшдаун-Гордж мы узнали только перед этой поездкой. По берегам ручья до сих пор встречается старое шахтное оборудование:

И всё же я не могу назвать Ashdown Gorge полноценной альтернативой The Narrows. Если вы приехали в южную Юту и успеваете посетить только одно место, то The Narrows глубже и в плане воды, и в плане стен каньона. Он того стоит. А Ashdown оставьте для уединённых прогулок:

То же самое я могу сказать о сравнении Cedar Breaks с Брайсом. В Брайсе худу (hoodoos) выше, разнообразнее и между ними можно гулять. А в Cedar Breaks на них можно только смотреть вниз с наблюдательных площадок:

Поэтому если ехать в первый раз и выбирать что-то одно, то Bryce Canyon. В Cedar Breaks есть тропы по кромке амфитеатра. Мы уже пытались ходить там в сентябре 2013 года, но погода была дождливая, туманная, и я не писал в жж о нашем первом посещении этого национального монумента. В этот четверг с погодой и видимостью нам повезло:

Но идти 5 миль до Bartizan Arch после утреннего похода по Ashdown Gorge мы не захотели. Прошли две простые тропы от Sunset View Overlook до Point Supreme Viewpoint:

И мимо Alpine Pond – альпийского пруда, который больше похож на русские сказки, а не южную Юту:

Сказывается высота в 3 км над уровнем моря. С октября по май Cedar Breaks закрыты, так как их засыпает многометровым снегом. Мы видели сурка и суслика, которые готовились к зимовке:

Рядом с Cedar Breaks находится Brian Head – горнолыжный курорт и самое высокогорное поселение в Юте. У нас было время заехать на одноимённую вершину:

Виды с горы так себе. Амфитеатр Cedar Breaks намного интереснее рассматривать поближе:

Поэтому самой запомнившейся частью подъёма оказалась грунтовая дорога, на которой флегматичная собака пасла огромное стадо овец:

Овцы уморительно блеяли и гонялись друг за другом. Карри с бараниной мы уважаем, поэтому старались ехать осторожно:

Мы в те края ещё поедем в октябре смотреть на жёлтые осины. А когда-нибудь замахнёмся и на поход из Cedar Breaks до Ashdown Gorge: