вторник, 11 апреля 2017 г.

Кампусы Caltech, UCLA и USC

Кампус Калтеха расположен в ближайшем пригороде Лос-Анджелеса - Пасадене. В моем сознании именно Калтех, а не гарварды-стэнфорды, является самым крутым универом в США, чтобы учиться там студентом-андеградом. Набор всего 250 человек в год (в Стэнфорде - 1500+), никаких отвлечений на гуманитарщину или спорт, серьезная наука с самого начала, славная история с громкими именами от Лайнуса Полинга до Боба Граббса. В общем, рай для нердов.


Я понимал, что кампус будет небольшой, но он оказался просто крошечным, и за полчаса мы обошли его вдоль и поперек.


Мы еще умудрились попасть на время весенних каникул, поэтому мексиканского вида садовников на кампусе было заметно больше, чем студентов. Только рядом с общагами один студент устроился в гамаке охранять калтеховскую пушку, чтобы ее не отвандалили или не похитили шутники из UCLA.


А еще мы видели небольшой пруд, где черепах разводят прямо-таки в промышленных количествах:


Мой вердикт, что смотреть там особо нечего и в рейтинге посещенных кампусов я поставил Калтех глубоко в середину, но в научном плане они круты.


А вот какой кампус меня впечатлил своим размахом и романской архитектурой, так это UCLA, где мы побывали на следующий день:


Здесь уже процветают не только науки, но и искусства. В северной части кампуса находится приличных размеров сад скульптур, где мы встретили творения, кажется, всех важных скульпторов 20 века, включая Ричарда Серра с его site-specific скульптурой, то есть созданной именно для этого места, под названием “T.E. UCLA” (2006):


Чем больше читаешь-изучаешь искусство, тем меньше возмущаешься видом современных скульптур. Дэвид Смит “Cubi XX” (1964):


Но для любителей реализма у UCLA есть медведь-маскот. Я хотел сфотографироваться рядом с ним, но эти две девушки все крутились вокруг медведя, и я не решился прерывать их фотосессию:


Наверно, пользовались отсутствием студентов в ту пятницу. Но у UCLA были не каникулы, а Cesar Chavez Day - калифорнийский праздник в честь борца за права рабочих, отмечаемый 31 марта.


Так случайно получилось, что все кампусы мы застали полупустующими, будто летом приехали. Не смог найти, как называются эти красивые деревья с желтыми цветками, в ЛА они много, где цвели:


Научно UCLA тоже силен. Брат отметил, что их математическое здание - самое большое, какое он видел на американских кампусах. А еще там профессорствует, возможно, самый известный современный математик Теренс Тао.


Вот тут мы весь кампус не обошли и даже не пытались. Общее мнение, что в UCLA при случае еще можно будет вернуться.


Наконец, в субботу мы дошли до USC - частного University of Southern California, где учились в аспирантуре многие мои однокурсники и вообще химики из СПбГУ.


Есть там протоптанная цепочка через местного русского профа. Не знаю, действует ли она до сих пор, но у нас 5 или 6 человек туда поехало - больше, чем в еще более русский Боулинг Грин.


Мы на этом кампусе уже гуляли в 2012 году, но тогда я общался со своими знакомыми, которых давно не видел, и у меня особо не было времени смотреть по сторонам. Я запомнил, что спортивная команда USC называется “Троянцы”, поэтому в оформлении неизбежны античные мотивы:


А прямо напротив воина стоит статуя (троянского?) коня:


Что еще круче, у них есть кусок колонны, якобы из древней Трои - подарок турецкого правительства:


Любой историк архитектуры скажет, что это, конечно, колонна более позднего, римского или византийского периода, но мифы живучи. Выбили табличку, что Троя, значит Троя. И пусть велосипедисты по кампусу ездят в троянских шлемах:


А так, тоже очень приятный кампус. Красивая архитектура местами напоминает UCLA:


Между прочим, архитектор Фрэнк Гери - выпускник USC. “Второй по известности после Джорджа Лукаса”. У них есть собственный скульптурный сад, но вот он меня не впечатлил:


Из больших универов на этом с лос-анджелесскими кампусами можно и закончить. Но по пути обратно от USC в Даунтаун мы видели весьма занятные здания LATTC - Los Angeles Trade–Technical College. Вот как в США пту выглядят:

суббота, 8 апреля 2017 г.

Лос-Анджелес музыкальный

Во время нашей поездки в ЛА мы посетили спектакль ЛА Оперы, концерт ЛА Филармонии и концерт органной музыки. Два последних проходили в Концертном зале им. Уолта Диснея, здание которого с 2003 года является визитной карточкой Лос-Анджелеса.


В нашей первой версии приложения о городах именно его изображение представляло ЛА. Архитектор Фрэнк Гери задизайнил его и выиграл конкурс еще в 1991 году, но в ЛА тоже умеют затягивать сроки строительства и увеличивать затраты в несколько раз.


Я уж не знаю, символизируют эти стальные листы паруса или рассыпавшиеся ноты, но изначально они служили хорошими зеркалами, собирающими концентрированные пучки солнечных лучей на соседних зданиях, пока Гери все не подправил.


Изначально поездка в ЛА планировалась вокруг оперы, но мы не могли не посетить Walt Disney Concert Hall, который является домом для LA Philharmonic. Их руководитель - молодой и известный венесуэльский дирижер Густаво Дудамель, но нам выбирать особо не приходилось - купили билеты на тот концерт, который совпадал по времени с поездкой на оперу. Так мы оказались на представлении под названием “Mirga conducts Mozart & Haydn”.


Внутренний дизайн зала не отстает от внешнего оформления холла: оркестр со всех сторон окружен зрителями, и наши места были на “террасе” позади оркестра, зато лицом к дирижеру - интересный угол обзора. Во время исполнения 24-го фортепианного концерта Моцарта 30-летняя литовская дирижер Мирга Гражините-Тила крайне эмоционально махала руками, создавая контраст со спокойным седовласым пианистом Стивеном Ковачевичем. Но самая интересная часть началась после антракта.


На сцене появились длинные трубы - alphorns, которые обычно в симфонической музыке не используются. Исполнялась американская премьера Концерта для квартета альпийских рогов современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса. Музыка необычная, но ни в коем случае не плохая. Своей громкостью и ритмичностью она напомнила мне скульптуру Fighting Dinosaurs, которую мы утром того дня видели перед музеем “натуральной истории”.


После исполнения на аплодисменты вышел сам композитор, присутствовавший в зале. На фото он справа, дирижер - слева:


Закончился концерт 31-й симфонией Гайдна, в которой четверка валторн тоже играет ключевую роль. Что явно выбрано не случайно (как и то, что все три исполнявшихся композитора из Австрии). Мой брат однажды прослушал на YouTube все 106 симфоний Гайдна (дважды, в двух разных записях) и сказал, что 31-я - самая ранняя симфония, которая ему запомнилась.


Зал и концерт нам так понравились, что листая программку, мы захотели сходить туда еще раз в воскресенье на концерт органной музыки. Билеты мы заранее не покупали, но это не так сложно сделать по старинке в кассах. К тому же оказалось, что в кассах нет дополнительных сборов в $10-15, которые сейчас любят накидывать при покупке в интернете (и не за доставку, купленные онлайн билеты мы сами распечатываем из присланного pdf-файла).


На этот раз билеты за органом не продавали. Но нам, наоборот, было интересно посмотреть все с другой стороны, из зала. Внешний вид органа тоже Гери проектировал, и это еще ему не дали развернуться, потому что орган должен быть в первую очередь музыкальным инструментом, а не предметом деконструктивистского искусства.


Я вначале удивился: как же так - музыкант сидит не за органом, а в центре сцены. Но брат поведал мне, что сейчас все органы управляются электронно, и то, что я принял за перелистывание нот, на самом деле переключение органа в следующий запрограммированный режим. Органист Феликс Хелл переложил для органа и исполнил “Goldberg variations” Баха.


Я не имел представления, что это такое. Ну, все же знают как примерно звучит музыка Баха? Но сбылись предупреждения брата, что это очень специфическая музыка. Особенно в органном исполнении. Намного сложнее для восприятия, чем концерт Хааса, прослушанный накануне. После часа мучения публики сам Феликс Хелл объявил, что благодарен всем, кто высидел “это” и вознаградит их “настоящей органной музыкой”, сыграв на бис токкату и фугу ре минор. Вот это уже музыка Баха, которую все знают и любят, и можно было полностью оценить акустику зала, наполнившегося трубными звуками.


Но мы же в ЛА ехали не орган слушать, а Диану Дамрау в опере Оффенбаха “Сказки Гофмана”. Оперу исполняют в соседнем павильоне, построенном еще в 1964 году (на фото слева):


Оффенбах многим известен, как автор многочисленных и успешных в свое время оперетт. Но под конец жизни он почувствовал, что здоровье его уже не то, а оперетты, написанные на злобу дня, не обеспечат его таланту бессмертной славы, и он решил написать серьезную оперу на крайне необычное либретто - три истории немецкого писателя Гофмана, в которых сам Гофман выступает главным персонажем-тенором, с прологом и эпилогом.


Оффенбах скончался, не доведя работу до конца, поэтому существуют многочисленные вариации оперы. Это уже третий раз, когда мы слушаем “Сказки Гофмана” в театре, и каждый раз в несколько разной музыкальной редакции, с разным расположением сцен. Я люблю эту оперу, а тут меня привлекло обещание, что всех четырех героинь споет немецкая сопрано Диана Дамрау, которую я считаю лучшей сопрано в настоящее время. Дирижировать собирался генеральный директор ЛА Оперы Пласидо Доминго, который сам много раз пел партию Гофмана, а сейчас в 76 лет может заниматься, чем душа захочет: и поет, и дирижирует, и конкурсы устраивает, и театром руководит - живая легенда:


Но в итоге Дамрау от идеи петь всех отказалась - слишком разные женские партии, оставила себе только один акт (Антония). Ну, нашлись и другие исполнительницы для всех героинь. А вот четырех злодеев традиционно поет один и тот же бас-баритон. И заявленного исполнителя тоже в последний момент заменили на Кристиана ван Хорна (которого мы будем слушать в Далласе в “Норме” 26 апреля), и в вокальном плане он мне больше всех понравился. Дамрау тоже пела хорошо, но мало. Тенор Витторио Григоло в партии Гофмана меня не поразил, но спел нормально, могло быть и хуже. Постановку делала Марта Доминго - жена Пласидо - все очень традиционно: злодей злодействует, кукла поет песню, студенты пьют пиво - “Сказки Гофмана” можно поставить намного круче. Доминго, отдирижировав 3 часа, вышел на поклоны:


В общем, даже обидно становится, насколько развитее и доступнее классическая музыка в Лос-Анджелесе, чем в Сиэтле. Мы изучили программы следующего сезона в опере и филармонии. Очень вероятно, что еще соберемся в ЛА. Может быть, уже осенью. Не так далеко и дорого туда слетать, а столько всего интересного исполняется. И исполнители обещаны звездные:

четверг, 6 апреля 2017 г.

Лос-Анджелес

Мы вернулись из шестидневной поездки в ЛА, я сделал почти 1000 фотографий. Лос-Анджелес - город большой, люди там живут разнообразные во всех отношениях, погода солнечная, современной архитектуры и других искусств хватит на три подобные поездки.


В среду утром мы вылетели из дождливого Сиэтла. Я думал, что весь полет пройдет над скучным океаном, но проснувшись, увидел сквозь иллюминатор озеро Моно, а за ним сразу долину Йосемити. Сложно не узнать Half Dome и El Capitan.


В ЛА все разграничено четко: белые ходят в филармонию, а на метро не ездят. Поэтому в рамках посильной борьбы с сегрегацией мы поехали из LAX именно на метро. Если бы не 40-минутное ожидание поезда из-за police activity на соседней станции, не попрошайки с детьми, не запах марихуаны в некондиционируемом вагоне, я бы сказал, что метро как метро. Дешевое ($1.75 за поездку, бесплатные трансферы в течение 2 часов).


К 3 часам дня мы добрались до Jerry’s Motel рядом с Даунтауном. Очень приятный, недорогой, маленький отельчик. Кажется, мы еще ни разу не проводили в одном отеле 5 ночей подряд. Не теряя времени, пошли осматривать Financial District. До 5 вечера можно бесплатно подняться на наблюдательную площадку City Hall’а - городского правительства. Надо только ID показать и через рамки пройти.


С 27-го этажа открывается вид на все четыре стороны. Можно даже увидеть знак “Hollywood” сквозь дымку на дальнем холме. Или обозреть Walt Disney Concert Hall Фрэнка Гери - но о нем будет больше в следующем “музыкальном” посте.


Пообедали мы в Panda Express - нашем любимом fast food’е. В ЛА есть неприметная, но очень дешевая “панда” в здании городской библиотеки ($7.50 за 2-entrees plate). Да и сама библиотека стоит того, чтобы туда заглянуть.


В четверг на “золотой” ветке метро мы поехали в Пасадену, которая мне в первую очередь известна как месторасположение Калтеха. Про кампусы универов тоже будет отдельный пост. А так Пасадена показалась чистым, но скучным городком с минимальным по сравнению с ЛА количеством бомжей.


Вернулись в Даунтаун. Рядом с вокзалом Union Station сохранился небольшой кусочек древнего Лос-Анджелеса. В самом старом доме - Avila Adobe - 1818 года постройки, то есть еще времен мексиканского управления Калифорнией, устроен бесплатный мини-музей.


А еще в Лос-Анджелесе есть одноименная река, которая по весне, хоть и не полностью высохшая, но производит удручающее впечатление.


Настоящий ЛА именно такой - бедный и пыльный. Зреет во мне желание обрушиться гневным постом на этот оплот демократов с огромным социальным расслоением населения, но вместо того, чтобы идти дальше в испаноговорящие районы, мы развернулись на мосту и пошли в оперу. Я даже бомжей толком не сфотографировал - чего людей смущать. Мне больше необычная архитектура нравится - например, школа искусств:


Про пятницу я спросил брата: “Сколько миль в день мы можем пройти, чтобы не устать?”. Он ответил, что 20 миль. Но вначале мы поехали на автобусе в бесплатный музей Getty Center. Мы там уже бывали в декабре 2012 года, в темноте, поэтому успели посмотреть все картины в павильонах, но не виды с холма на город:


А в садах Гетти есть, что полюбоваться. Очень правильный дизайн музейного комплекса.


Картины по второму разу мы смотреть не пошли, ограничились скульптурами на открытом воздухе. Фернан Леже “Шагающий цветок” в тему дня:


Потому что проведя в Гетти часа полтора, мы проехали на автобусе до кампуса UCLA, расположенного под холмом, и начался наш 14-мильный поход на 6 часов по кампусу, затем по Wilshire Blvd до самого нашего отеля. Мимо гольф-полей и бутиков Беверли-Хиллз, музейного района, Koreatown, где убили Роберта Кеннеди, бомжепарка MacArthur Park, масонского храма и статуи Ленина. Но не буду грузить вас десятками фоток. Проиллюстрирую все мамонтом, провалившимся в смоляную лужу, перед музеем La Brea Tar Pits.


А вечером мы еще сходили в местный магазин Ralph’s, чтобы закупить еду на завтраки/ужины. В субботу с утра мы прогулялись в южном направлении. Посетили кампус USC, а за ним Exposition Park с его музеями и садом роз:


Зашли в бесплатный California Science Center - полудетский музей, посвященный освоению космоса, технике, биологии, природным зонам: от полярных регионов до пустынь.


А вечером мы посетили концерт LA Philharmonic, о котором будет рассказано в свое время. Поэтому перенесемся в воскресенье, когда мы пошли пешком до Griffith Observatory (всего-то два часа от Даунтауна).


Там мы договорились встретиться с моим питерским однокурсником Петей, который работает недалеко от ЛА.


Ходить по парку было жарко. Да и не считаю я эти выжженные калифорнийские холмы красивыми. Поэтому бегло осмотрев обсерваторию, мы поехали перекусить в Глендейл, потом Петя довез нас до нашего отеля. И у нас образовался свободный вечер, чтобы еще раз сходить в Concert Hall послушать органную музыку.


В понедельник наш обратный рейс был в 6 вечера, поэтому мы решили еще побродить по городу. Для галочки съездили в Голливуд, на Аллею Звезд, где встретить бомжа намного вероятнее, чем кинозвезду:


Звезд уже больше 2600, и к моему удивлению среди них много исполнителей классической музыки:


А еще я когда-то посмотрел столько фильмов 1930-50-х годов, что узнавал имена, которые ничего не говорили моему брату:


Альтернативным предложением была поездка к Тихому океану до Санта-Моники. Но это уж в другой раз. Зачем куда-то час ехать, чтобы полчаса погулять с рюкзаками за плечами и поворачивать назад. И так из Голливуда до терминала аэропорта мы добирались два часа с тремя пересадками.


Надо будет вернуться в ЛА, тем более, что там постоянно бывают интересные концерты, полно непосещенных музеев (Санта-Моника прекрасно совмещается с Getty Villa) и не сфотографированного мной public art.


Путешествие получилось дешевым: $1389.16 за все: отель (5 ночей) - $564.30, еда - $201.06, перелет - $262.80, общественный транспорт - $44, билеты в оперу и филармонию - $317. В платные музеи мы на этот раз не ходили.