суббота, 8 апреля 2017 г.

Лос-Анджелес музыкальный

Во время нашей поездки в ЛА мы посетили спектакль ЛА Оперы, концерт ЛА Филармонии и концерт органной музыки. Два последних проходили в Концертном зале им. Уолта Диснея, здание которого с 2003 года является визитной карточкой Лос-Анджелеса.


В нашей первой версии приложения о городах именно его изображение представляло ЛА. Архитектор Фрэнк Гери задизайнил его и выиграл конкурс еще в 1991 году, но в ЛА тоже умеют затягивать сроки строительства и увеличивать затраты в несколько раз.


Я уж не знаю, символизируют эти стальные листы паруса или рассыпавшиеся ноты, но изначально они служили хорошими зеркалами, собирающими концентрированные пучки солнечных лучей на соседних зданиях, пока Гери все не подправил.


Изначально поездка в ЛА планировалась вокруг оперы, но мы не могли не посетить Walt Disney Concert Hall, который является домом для LA Philharmonic. Их руководитель - молодой и известный венесуэльский дирижер Густаво Дудамель, но нам выбирать особо не приходилось - купили билеты на тот концерт, который совпадал по времени с поездкой на оперу. Так мы оказались на представлении под названием “Mirga conducts Mozart & Haydn”.


Внутренний дизайн зала не отстает от внешнего оформления холла: оркестр со всех сторон окружен зрителями, и наши места были на “террасе” позади оркестра, зато лицом к дирижеру - интересный угол обзора. Во время исполнения 24-го фортепианного концерта Моцарта 30-летняя литовская дирижер Мирга Гражините-Тила крайне эмоционально махала руками, создавая контраст со спокойным седовласым пианистом Стивеном Ковачевичем. Но самая интересная часть началась после антракта.


На сцене появились длинные трубы - alphorns, которые обычно в симфонической музыке не используются. Исполнялась американская премьера Концерта для квартета альпийских рогов современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса. Музыка необычная, но ни в коем случае не плохая. Своей громкостью и ритмичностью она напомнила мне скульптуру Fighting Dinosaurs, которую мы утром того дня видели перед музеем “натуральной истории”.


После исполнения на аплодисменты вышел сам композитор, присутствовавший в зале. На фото он справа, дирижер - слева:


Закончился концерт 31-й симфонией Гайдна, в которой четверка валторн тоже играет ключевую роль. Что явно выбрано не случайно (как и то, что все три исполнявшихся композитора из Австрии). Мой брат однажды прослушал на YouTube все 106 симфоний Гайдна (дважды, в двух разных записях) и сказал, что 31-я - самая ранняя симфония, которая ему запомнилась.


Зал и концерт нам так понравились, что листая программку, мы захотели сходить туда еще раз в воскресенье на концерт органной музыки. Билеты мы заранее не покупали, но это не так сложно сделать по старинке в кассах. К тому же оказалось, что в кассах нет дополнительных сборов в $10-15, которые сейчас любят накидывать при покупке в интернете (и не за доставку, купленные онлайн билеты мы сами распечатываем из присланного pdf-файла).


На этот раз билеты за органом не продавали. Но нам, наоборот, было интересно посмотреть все с другой стороны, из зала. Внешний вид органа тоже Гери проектировал, и это еще ему не дали развернуться, потому что орган должен быть в первую очередь музыкальным инструментом, а не предметом деконструктивистского искусства.


Я вначале удивился: как же так - музыкант сидит не за органом, а в центре сцены. Но брат поведал мне, что сейчас все органы управляются электронно, и то, что я принял за перелистывание нот, на самом деле переключение органа в следующий запрограммированный режим. Органист Феликс Хелл переложил для органа и исполнил “Goldberg variations” Баха.


Я не имел представления, что это такое. Ну, все же знают как примерно звучит музыка Баха? Но сбылись предупреждения брата, что это очень специфическая музыка. Особенно в органном исполнении. Намного сложнее для восприятия, чем концерт Хааса, прослушанный накануне. После часа мучения публики сам Феликс Хелл объявил, что благодарен всем, кто высидел “это” и вознаградит их “настоящей органной музыкой”, сыграв на бис токкату и фугу ре минор. Вот это уже музыка Баха, которую все знают и любят, и можно было полностью оценить акустику зала, наполнившегося трубными звуками.


Но мы же в ЛА ехали не орган слушать, а Диану Дамрау в опере Оффенбаха “Сказки Гофмана”. Оперу исполняют в соседнем павильоне, построенном еще в 1964 году (на фото слева):


Оффенбах многим известен, как автор многочисленных и успешных в свое время оперетт. Но под конец жизни он почувствовал, что здоровье его уже не то, а оперетты, написанные на злобу дня, не обеспечат его таланту бессмертной славы, и он решил написать серьезную оперу на крайне необычное либретто - три истории немецкого писателя Гофмана, в которых сам Гофман выступает главным персонажем-тенором, с прологом и эпилогом.


Оффенбах скончался, не доведя работу до конца, поэтому существуют многочисленные вариации оперы. Это уже третий раз, когда мы слушаем “Сказки Гофмана” в театре, и каждый раз в несколько разной музыкальной редакции, с разным расположением сцен. Я люблю эту оперу, а тут меня привлекло обещание, что всех четырех героинь споет немецкая сопрано Диана Дамрау, которую я считаю лучшей сопрано в настоящее время. Дирижировать собирался генеральный директор ЛА Оперы Пласидо Доминго, который сам много раз пел партию Гофмана, а сейчас в 76 лет может заниматься, чем душа захочет: и поет, и дирижирует, и конкурсы устраивает, и театром руководит - живая легенда:


Но в итоге Дамрау от идеи петь всех отказалась - слишком разные женские партии, оставила себе только один акт (Антония). Ну, нашлись и другие исполнительницы для всех героинь. А вот четырех злодеев традиционно поет один и тот же бас-баритон. И заявленного исполнителя тоже в последний момент заменили на Кристиана ван Хорна (которого мы будем слушать в Далласе в “Норме” 26 апреля), и в вокальном плане он мне больше всех понравился. Дамрау тоже пела хорошо, но мало. Тенор Витторио Григоло в партии Гофмана меня не поразил, но спел нормально, могло быть и хуже. Постановку делала Марта Доминго - жена Пласидо - все очень традиционно: злодей злодействует, кукла поет песню, студенты пьют пиво - “Сказки Гофмана” можно поставить намного круче. Доминго, отдирижировав 3 часа, вышел на поклоны:


В общем, даже обидно становится, насколько развитее и доступнее классическая музыка в Лос-Анджелесе, чем в Сиэтле. Мы изучили программы следующего сезона в опере и филармонии. Очень вероятно, что еще соберемся в ЛА. Может быть, уже осенью. Не так далеко и дорого туда слетать, а столько всего интересного исполняется. И исполнители обещаны звездные:

Комментариев нет: