пятница, 23 сентября 2011 г.

Richard Zare может получить Нобеля, а Nate Rosi – теньюр

На прошедшей неделе я посетил два семинара, которые были не совсем по моей тематике. В среду в Питтсбурге выступал очень известный профессор Ричард Зэре из Стэнфорда. Известен он в первую очередь своими работами с лазерами, которые он применял к решению разнообразных проблем: от теории химической связи до доставки лекарств. Вот уже много лет его называют главным претендентом на Нобелевскую премию по химии. Так как в прошлый раз отметили органиков, в этом году шансы получить Нобеля за физхимию особенно велики. В общем, я решил сходить на этот семинар, хотя ожидал, что могу вообще ничего не понять: все-таки я не спектроскопист.

Опасения мои были напрасны. Зэре имеет кучу наград не только за научные достижения, но и за преподавательскую и популяризаторскую деятельность. Достаточно найти видео какой-нибудь его лекции, чтобы убедиться, что профессор Зэре полон энтузиазма и юмора и старается сделать свои доклады интересными и ясными для всех слушателей. Я даже предлагал брату сходить послушать «возможно будущего нобелевского лауреата», но н уговорил.

И без брата народу набилась полная аудитория 12B. Пришли как наши физхимики-аналитики, так и органики. А еще было много незнакомого народа: то ли андеграды, то ли хим. инженеры, то ли представители Carnegie Mellon University. Зэре много кто знает. А сам Зэре в Питтсбурге не был много лет, хотя родился неподалеку в Кливленде.

Лекция получилась замечательная. Одна из лучших, что я когда-либо слышал. На уровне лекции Денниса Догерти на NOS. Зэре начал с самых простых и доступных вещей и перешел к решению важных проблем. Оказалось, что как раз органикам было что подчерпнуть из этого доклада. В еще неопубликованных работах группа Зэре показала применение новой разновидности масс-спектрометрии (DESI) к детекции реакционных интермедиатов. Исследованию подверглось гидрогенирование по Нойори. Они смогли наблюдать сигналы рутениевых комплексов, которые раньше предсказывались только теоретически. И судя по всему, экспериментальная установка чрезвычайно проста. Анализ проводился на воздухе с каплей реакционной смеси на бумаге.

Потом Зэре показал еще более перспективное применение нового прибора для анализа биологических образцов. Например, четко можно видеть различную концентрацию определенных липидов в «нормальных» клетках и клетках опухоли. Я после лекции подошел и спросил у профессора, не пытались ли они совместить обе области и исследовать изменение концентраций реакционных интермедиатов в потоке. Зэре ответил, что они над этим уже работают. Посмотрим, получат ли через 5–10 лет органики новый метод для изучения механизмов реакций.

Вдохновленный лекцией в среду, я решил сходить на еще один семинар в четверг. Выступал наш питтсбургский профессор Натаниэль Рози. По его словам питтсбургские профессора дают три семинара в Питтсбурге: hiring talk, retirement talk, and this kind of talk. Слово «теньюр» ни разу не прозвучало, но все понимали, зачем собрались все профессора: от органиков до спектроскопистов. Если бы Карран не свалил на месяц в Японию, то и он там был бы. И я решил сходить – вдруг мне в будущем тоже придется с подобным отчетом выступать.

Начался семнар не самым лучшим образом: опоздала бесплатная еда. А когда за две минуты до начала ее, наконец, принесли, я уже сидел в центре ряда, откуда мне было лень выбираться. С профессором Рози я лично не пересекался (хотя его лаба находится прямо под нашей), но у многих моих знакомых он вел «Неорганическую химию» на первом году аспирантуры. Отзывы были всецело положительные. Полтора десятка статей (в том числе в JACS'e) у него за прошедшие пять лет накопилось. Два пятилетних гранта (от NSF и еще какой-то компании) он заполучил. Так что доклад был, конечно же, формальностью. Добравшись до этой стадии, профессор Рози может уже не бояться за свое будущее.

А доклад получился очень стандартным и потому скучным. Я половину проспал. Какие-то MOF'ы и нанопартиклы, которыми сейчас кто только ни занимается. По сути Рози продолжает работу, начатую с Омаром Яги в Мичигане (PhD) и продолженную с Миркиным в Нортвестерне (постдок). Обычно смешивается соль золота и какой-нибудь пептид или другой темплат, выпадают наночастицы золота, они анализируются на приборах, пишется статья «Смотрите, какие забавные наночастицы мы смогли вырастить». Шума вокруг «нано» сейчас много, но на мой взгляд толку он работы Рози не больше, чем от наших карбен-боранов. Да он и сам все время признавал, что применений никаких не видно, но должен же кто-то изучать самые фундаментальные явления (должен ли?).

Подводя итоги недели скажу, что на Зэре надо было идти обязательно. Искренне желаю ему поскорее получить Нобеля, чтобы нобелевские лекции по химии вышли не такими унылыми как в 2010 году. Ну, а доклад Рози можно было спокойно пропустить, хотя ему я тоже желаю всего наилучшего.

Комментариев нет: