среда, 28 сентября 2011 г.

Обзор по карбен-боранам в ACIE

Карбены тоже любят бор,
О том пишу сейчас обзор.

Не прошло и года (серьезная работа над текстом началась в декабре 2010-го), и вот уже все части нашего обзора Synthesis and Reactions of N-Heterocyclic Carbene Boranes выложены в интернете. Последней была размещена Cover of the week – обложка с кактусом, которая провисела вверху страницы Early view среду, 28 сентября.

Сам обзор советую читать только тем, кто интересуется этой областью химии. Текст получился сухой и специализированный. Или он мне настолько надоел после многочисленных перечитываний? Намного интереснее узнать о том, зачем мы вообще решили писать обзор, каков вклад каждого из авторов, почему нам пришлось делать две обложки и ждать четыре месяца с момента одобрения манускрипта до его появления на сайте журнала. Об этом я и расскажу сегодня в блоге.

Первая статья по карбен-боранам была опубликована нашей группой в 2008 году. Работа была сделана в парижском Университете Пьера и Марии Кюри (UPMC), где гостил профессор Карран, а потом подключилась и непосредственно питтсбургская группа. С тех пор мы опубликовали еще 15 статей (я соавтор в шести из них), в каждой из которой неизменно было как минимум четверо начальников: Карран и три француза. И в каждой статье мы цитировали все предыдущие: надо же рассказать читателям о том, что еще известно о карбен-боранах. Другие группы также публиковали кое-что по этой теме, пусть и не так агрессивно, как мы. Таким образом, скоро число «обязательных» ссылок в каждой новой статье приблизилось к трем десяткам. Было решено писать отдельный обзор по карбен-боранам, чтобы иметь “one-point reference”, привести в порядок накопленные знания и еще раз привлечь внимание научной общественности к этому классу соединений.

В 2000 и 2005 годах выходили более общие обзоры по комплексам карбенов с соединениями элементов главных групп, где карбен-боранам отводилась лишь одна из глав. К 2011 году все они безнадежно устарели. Более того, даже старые работы по карбен-боранам были представлены в тех обзорах недостаточно полно. Например, профессор Карран отыскал статью 1968 года, в которой описан первый, всеми позабытый, карбен-боран.

Информацию для обзора я начал собирать еще весной 2010-го и даже ходил в библиотеку читать немецкую статью 1989 года, недоступную в электронном виде. Как оказалось зря ходил: когда эта же статья понадобилась Каррану, он просто переслал ссылку своей секретарше, и через неделю у нас была отсканированная pdf-копия.

Поначалу меня вообще не хотели брать в число соавторов. Профессора думали, что справятся и без студентов. Но скоро они осознали, что никто не разбирается в карбен-борановой литературе лучше меня, и в итоге я получил в свой список публикаций первый в жизни обзор. Могу гарантировать, что ни одна статья по карбен-боранам, изданная до 2011 года, от нас не ускользнула. Всего ссылок получилось около 130, что не так уж много по сравнению с другими химическими обзорами, но уж сколько есть.

Изначально темы были поделены поровну между Питтсбургом и Парижем. К трем французским профессорам присоединилась аспирантка Малика, дописывавшая в то время литобзор для диссертации. Но все то, что они нам прислали, было безжалостно переделано и переписано до неузнаваемости профессором Карраном. Он вообще написал не менее 90% окончательного текста и по праву стал первым автором. Моя же роль свелась к поиску литературы, написанию Cекции #9 о характеризации комплексов, составлению таблиц для Support Info и отслеживанию многочисленных ошибок и опечаток.

Обычно новые экспериментальные результаты никто в обзоры не включает, а потому у них не бывает Supporting Information. Не было их и у нас, но с самого начала работы над проектом я составил и регулярно обновлял таблицу химических сдвигов в спектрах 11B ЯМР для всех известных карбен-боранов. Накопленные эмпирические данные часто пригождались в наших исследованиях. Потому я стал продвигать идею о включении моих таблиц в обзор. Пусть все пользуются – мне не жалко.

Таблиц в итоге оказалось несколько: все известные 11B ЯМР сдвиги, 13C ЯМР сдвиги для карбенового углерода (его чаще всего не видно, так как он связан с квадрупольным бором), 1Н ЯМР и 19F ЯМР сдвиги для протонов и фторов, сидящих на боре, B–H полосы ИК (расположены в удобном регионе 2200–2500 см–1) и важнейшие длины связей по данным РСА. А Секция #9 описывала подмеченные в этих таблицах данных закономерности и важные особенности. Включить дополнительные 57 страниц мы постеснялись, и таблицы стали электронным приложением к обзору. Двое рецензентов отдельно похвалили эту нашу задумку и ее реализацию. Но скажу честно, я составлял таблицы по ночам, и никто ни разу тщательно каждую цифру не перепроверял.

К середине марта обзор в общих чертах был готов. После каждого нового перечитывания я посылал Каррану три-четыре страницы замечаний, исправлений и пропущенных статей, но уже пришла пора решать, «куда послать карбены с бором». И если Карран допускал Chemical Reviews, Эммануэль Лакот настаивал на Angewandte. Туда наш обзор и отправился где-то в середине апреля. Несмотря на то, что он был в семь раз длиннее средней статьи, рецензии мы получили довольно быстро. В конце мая обзор был благосклонно принят к печати. На конференции в Принстоне в июне я уверял всех, заинтересовавшихся карбен-боранами, что буквально на днях в Angewandte появится наш обзор. Но месяц проходил за месяцем, а galley proof (окончательно отформатированную версию) нам на утверждение так и не слали.

Зато нам напомнили, что каждый обзор в Angewandte имеет свою внутреннюю обложку, которую мы должны сдизайничать. Руководство в этих случаях самоустраняется и перекладывает задачу на плечи студентов. Карран решил привлечь Жульена, который в последний свой год в Питтсбурге переключился с карбен-боранов на полный синтез природных соединений и в написании обзора участия не принимал. Но он создал нашу предыдущую обложку, и потому в глазах начальства был главным дизайнером.

Стали мы с Жульеном думать, что бы такое разместить. Сюжет «Две Башни» был уже разыгран. Жульен предлагал нечто вроде солнечной системы, где вместо планет вращаются разные карбен-борановые структуры. Не знаю, насколько красиво получилось бы, но никакой связи с химией я в этой картине не видел, да и космических фотографий у нас не было. Я высказался, что логичнее было бы представить разнообразные карбен-бораны, вырастающие из общего исходника. Возникла идея куста, дерева, букета.

Я отправился просматривать накопившиеся у меня фотографии. Фотограф из меня неважный, но брать чужое я не люблю. Мне намного милее обложки, созданные от начала до конца химиками, а не профессиональными дизайнерами. Но вот незадача: отдельно стоящих деревьев я не фотографировал – слишком скучно. По ходу у меня возникла еще одна идея, основанная на сходстве Balance Rock в парке Чирикауа с пятичленным кольцом N-гетероциклического карбена:

Но в итоге мне ничего не оставалось, как остановиться на еще одной аризонской достопримечательности – кактусе сагуаро из одноименного парка.

В Питтсбурге они, конечно, не растут, но как впоследствии заметит профессор Карран: «There's no cactus in Pittsburgh, but I think it can work. Where I come from (NY), most people think that Pittsburgh is "out West". And everyone knows that there are lots of cacti out West».

В ближайшие выходные я даже предпринял фотовылазку по окрестностям в поисках раскидистого дерева.

Дошел до камупса CMU и Schenley Park’а, но нигде не нашел дерева, которому бы не мешали провода, дома или соседние ветки.

Пришлось наряжать кактус, что в итоге получилось не только красиво, но и символично. В сопроводительном тексте к обложке мы смогли написать: «Подобно кактусу сагуаро химия карбен-боранов родилась в пустыне и медленно росла в течение десятилетий. Дожди пролились в 2008 году, и ныне многочисленные ветви этой науки цветут и пахнут». Действительно, молодые сагуаро представляют собой зеленый столбик, а боковые отроски начинают появляться у пятидесятилетних растений.

Но так просто отделаться нам не удалось. Редакторы скоро прислали письмо, что им кактус настолько понравился, что они поместят его на обложку журнала, а вот для обзора нам надо подыскать еще что-нибудь. Тут уж слово взял Эммануэль: «Раз обложка журнала представляет американскую сторону нашего сотрудничества, то для обзора надо подыскать что-нибудь французское». И идея у него оказалась очень даже верная. Использовать скульптуру «Укротители коней» из Лувра (у нас в Питере похожие на Аничковом мосту стоят): карбен будет укрощать боран.

Химически все верно: карбены не раз использовались для стабилизации неустойчивых соединений бора, и в отличии от чувствительных и реакционно способных свободных боранов, карбен-бораны можно залить уксусной кислотой, прокипятить, и им ничего не будет. Боран воистину оказывается приручен карбеном. Вот только фотки скульптуры у Эммануэля не было, до Лувра ему идти было лень (надо было мне брата подбить, тот как раз летом в Париже сидел), так что скачал он фотку из Wikipédia. Пришлось писать благодарность фотографу и Wikimedia Commons.

С обложками было покончено, но это еще конец истории. В августе мы, наконец, получили galley proof, и стало ясно, куда у них ушло три месяца. Помимо форматирования они сделали перевод и подготовили немецкую версию обзора. Сохраняется у Angewandte этот бессмысленный патриотизм. Простые статьи уже не переводят, а вот на обзоры тратят кучу времени (и денег). Якобы в помощь простым студентам, которым тяжело читать по-английски. Но на месте немецких профессоров я бы, наоборот, приучал своих студентов читать научную литературу только по-английски. Была бы тема еще какая-нибудь научно-популярная, или журнал выкладывал обзоры в открытый доступ. А так чувствую, что никто, кроме переводчика, немецкую версию никогда не прочитает. Хотя Карран посылал ее своему знакомому профессору в Мюнстер, чтобы тот проверил все ли правильно переведено.

В этой, казалось бы, последней-распоследней версии я все равно нашел опечаток и недостатков на три листа. Но такова уж судьба любого достаточно длинного научного текста. Сколько ни читай, что-нибудь обязательно пропустишь. Вот и кактус Карран назвал “suguaro” вместо “saguaro”. Хотя этот пояснительный текст в galley proof не входил, и до печати я видел его всего один раз.

У этой обложки оказалась более счастливая судьба, чем у прошлогодней. Тогда обложку выложили до статьи, и она рекламировала непонятно что. А теперь вначале появился обзор (с каким-то унылым графическим абстрактом, но моего мнения никто не спрашивал), и через несколько дней обложка. И оказалась она в самом топе. И Жульена не забыли отметить. Тут и сказке конец.

Комментариев нет: