понедельник, 11 октября 2010 г.

Севильский цирюльник

Вот и оперный сезон открылся в Питтсбурге, в субботу 9 октября, оперой Россини «Севильский цирюльник». Опера хорошо известная, но в театре мы ее никогда не смотрели, и неизвестно когда посмотрели бы, если бы не принцип ходить на все премьерные представления Pittsburgh Opera.

Традиционный pre-talk начинался в шесть, а непосредственно увертюру начали играть где-то в 19.10. У руководящей верхушки после был назначен бал для щедрых спонсоров компании, потому решили начать на час раньше, чем это обычно принято. По времени, кстати, уложились точь-в-точь как обещали: закончили через 3 часа в 10 вечера. Ну, а перед увертюрой по случаю первого спектакля сезона сыграли/спели американский гимн. На этот раз зал спел на уровне того, что мы слышали в PSO двумя неделями раньше.

Pittsburgh Opera любит комедии. Как минимум одну включает в каждый сезон. Их расчет в том, что на комедь случайный зритель пойдет охотнее, чем на Вагнера (которого в Питтсбурге вообще вряд ли когда поставят, хотя «Мейстерзингеры» – это комедия). Не уверен, что они абсолютно правы, но вот подготовили «Цирюльника», а не «Парсифаля». И действительно хохота в зале было немало. Вызывался он по большей части стандартными ходами и буффонадой по типу упал–все смеются.

Постановка и декорации в этом плане были весьма традиционными (если не считать нетрадиционного дона Базилио), но все мизансцены были проработаны добротно, и скучать, наблюдая действо, не пришлось. Отдельным плюсом хочется отметить правильный подход к смене декораций. Под конец картины певцы выходят на авансцену, за ними закрывается плотный черный задник, и пока они допевают свой дуэт, уже все подготовлено, чтобы сразу продолжать, а не заставлять (как это часто бывает) зрителей томиться в темноте (иногда по несколько минут), разрывая непрерывный музыкальный поток.

И не было бы особых претензий к режиссеру, если бы постановочные ходы не сказывались отрицательно на качестве пения. Все-таки опера – это в первую очередь музыка и ее исполнение. Музыкальные огрехи можно простить только гениальной постановке. А тут недоумевать пришлось уже во время знаменитейшей арии Фигаро. Спета она была очень плохо. В иных местах певца засвистели бы и забукали нещадно, но американцы то ли прощают, то ли не разбираются, то ли морально поддерживают молодого певца, для которого первое появление на сцене – сразу центральный номер. Но я подозреваю, что если бы он меньше думал о клоунаде и жонглировании, то справился бы лучше.

О певцах-то особо на этот раз распространяться не буду. Большинство имен без программки не вспомню: все молодые дарования. Зато в роли доктора Бартоло был «любимец местной публики» и сам питтсбуржец Кевин Главин. Для него это была уже 38 роль в Pittsburgh Opera за 25 лет. И да, пожалуй, пел и играл он лучше всех. Мастерство видно и слышно сразу. Настоящий такой классический доктор Бартоло получился. Тем более, в тех субтитрах на английском, что появляются над сценой, были вырезаны все его корыстные цели женитьбы на Розине. Там вообще стараются переводить как смешнее, а не дословно по либретто (Doctor Buffalo).

Кто еще понравился – так это граф Альмавива. Такой тембр голоса с этой ролью у меня и ассоциируется. Все очень громко и прилично, пока не доходит до самых верхних нот, до которых певец добираться побоялся. Наверно, ему виднее. Уж лучше так, чем совсем бледный Фигаро, которого и баритоном поначалу назвать было трудно. Во втором акте он более-менее зазвучал, но там ему уже и петь-то почти нечего. Розина пела неплохо, но весьма резко и громко брала верхние ноты: надо учиться как их брать не повышая звука и не меняя тембра. И дон Базилио оказался весьма противоречивым. Пел его тот же итальянский бас, который исполнял Мустафу в «Итальянке в Алжире» здесь в Питтсбурге полтора года назад. Тогда он мне понравился больше всех. И в этот раз он изрядно кривлялся на потеху публике. И голос у него довольно мощный, но вот за всеми кривляниями ария о клевете как-то не впечатлила. Уж слишком большое не соответствие музыки и образа вышло, и предпоследнюю ноту он просто прокричал, а не спел.

Ансамбли тоже иногда получались, но чаще шли в разнобой. Центральное место, финал первого акта, все исполнители начинают на полу (луч гнева режиссеру). Где уж тут собраться в ансамбль, пропеть бы каждому свои строчки, и на том спасибо. Оркестр был какой-то облегченный. Косили под аутентичность? Уже во время увертюры я постоянно чувствовал, что ноты те, а вот общее звучание какое-то другое, не то, что в записях. Дирижер-то Энтони Уолкер, рос-рос и дорос, что в апреле дебютирует в Мет.

Общее впечатление в целом положительно, но вот другой Фигаро, тот что Моцарта, нам в этом театре понравился больше. Следующее наше музыкальное путешествие случится в Нью-Йорк в конце месяца на «Бориса Годунова» и «Трубадура», о чем будет рассказано в свою очередь. Если погода не подведет, то мы еще раньше в осенний лес выберемся.

Комментариев нет: