После возвращения из Лондона мне стало любопытно, сколько денег мы потратили на поездку и можно ли было где-то существенно сэкономить. Фунт сейчас стоит $1.29, когда мы были в Англии: $1.27–1.28, а когда покупали отель и билеты в мае: $1.25. Так как в Англии налоги включены в цену, можно было считать, что цена в фунтах того же порядка, что и цена в долларах.
1) Отель – $2832 за 9 ночей ($315/ночь).
2) Еда – $625 ($57 в день на двоих – это бюджетно). $558 на рестораны, остальное в магазинах.
3) Авиабилеты – $2782.
4) Парковка в аэропорту – $194. И где-то $40 на бензин до Лас-Вегаса и обратно.
5) Общественный транспорт – $100. Поезд до Оксфорда и обратно – $50.
6) Билеты в театр – $1367 (то есть $170 за один билет в среднем).
7) Музеи – $438. Из них два London Pass на 7 дней по $191 каждый. И $56 на прочее.
8) Мобильный интернет – $34. eSim от Holafly: unlimited data на 10 дней.
Итого: $8491.
1) Пройдусь по этим пунктам, начиная с отеля Holiday Inn Express London - Southwark:
Мы выбрали его за известный бренд, который нас в США никогда не подводил, и за центральное расположение. До театров в Ковент-Гардене можно было дойти за 30 минут по красивому центру города и мостам через Темзу, примерно столько же до Тауэра или до Вестминстерского аббатства. Из больших претензий цена: $315/ночь – самый дорогой отель, в котором мы когда-либо останавливались.
Но я посмотрел сейчас, что тот же отель в ноябре 2023 стоит $293, в апреле 2024 – $250, в июле 2024 – $325. Теперь, когда я лично убедился, что метро в Лондоне не страшное, я думаю, что мы могли бы выбрать отель в 30 минутах от театров, но на метро (например, тот же Holiday Inn Express, но в Earl’s Court). Они бы стоили $200/ночь в июле и ещё дешевле осенью или весной. Метро стоит денег, и время в нём теряешь, но в эту поездку нам тоже пришлось в один из дней ехать в оперу и из оперы на метро, потому что шёл дождь. То есть на отеле реально было сэкономить $1000, а вот приличный Airbnb в центре Лондона в июле я не могу и сейчас найти меньше, чем за $300/ночь.
Мелкие претензии к отелю связаны с тем, что это мы ещё самый дешёвый вариант выбрали, без возможности отмены и где они тебе сами назначают тип комнаты. К тому, что будет одна кровать, я был готов (две кровати лучше, но не за дополнительные $1000). Но в ванной не было никакого бортика между душем и остальным пространством, отчего вода растекалась в огромную лужу. У них ещё и вентилятора не было, зато была табличка: «Закрывайте дверь, когда принимаете душ. Пар летит и может вызвать срабатывание пожарной сигнализации». Многое прояснилось, когда мой брат дёрнул за красный шнурок, который в комнате и в ванной свешивался с потолка: он думал, что это свет так включается:
А оказалось, что это способ подать сигнал тревоги. К нам постучался работник отеля и объяснил, что дёргать за всё, что висит, в Англии не принято. И тогда до нас дошло, что нам дали комнату для инвалидов. Как раз на первом этаже. Ну, какая была. В остальном (интернет, уровень шума, температура в комнате) отель нас устраивал. Холодильника, микроволновки или сейфа не было. Паспорта носили с собой в кармане на липучке. Был чайник. Переходники для английских розеток сработали: без них мы бы телефоны не смогли зарядить.
2) Зато в отеле в цену был включён завтрак. По американским меркам хороший. Они даже бекон не пережаривали:
Завтрак в отеле экономит нам не деньги, а в первую очередь время, потому что не хочется каждый день искать, где в 6:30 утра можно закусить в подобных объёмах, а потом ещё вернуться в номер почистить зубы. Но завтрак повторялся изо дня в день и за неделю изрядно надоел.
Завтрака нам хватало до полудня – часа дня, когда мы шли на ланч. Некоторых удивило отсутствие у нас интереса к «британской» еде. Но мой брат рассудил, что раз Индия была частью Британской империи, индийская еда может быть приравнена к британской, благо индийских ресторанов в центре Лондона хватает. Да и что такое «настоящая британская еда»? Fish & chips с овсянкой? Я посматривал, что ещё есть, кроме индийской еды, но нас ничего не заинтересовало. Если бы меня попросили порекомендовать «американскую» еду, я бы отправил в буфеты Golden Corral, где каждый может набрать себе жирной и сладкой еды по вкусу. Два человека, которые предлагали прислать мне список мест, где стоит поесть в Лондоне, так этого и не сделали, поэтому мы решали по своим вкусам, ситуации и времени.
Мы посетили 7 индийских ресторанов. Четыре мне понравились (в одном даже был воскресный буфет), три – так себе (в том числе вегетарианский и тот, куда стояла самая длинная очередь). За воду и рис берут отдельно, чаевые в 10–12,5% обычно включают в счёт. Карточку American Express у меня в трёх местах не приняли, но MasterCard от Capital One работала везде (у этих двух карточек нет international fee – дополнительного сбора за использование за границей). Цены чуть выше, чем в США. Дорогущие лондонские рестораны, которыми пугали в интернете, мы не обнаружили:
В пятницу, когда мы вместе с Сашей и Лесей ходили по музеям, они повели нас в кафе Музея Виктории и Альберта, которое знаменито тем, что это самое старое музейное кафе в мире с соответствующим антуражем 19 века:
Это мой брат со scone, carrot cake и кофе:
Ещё брали форель и салат. В Оксфорде потом интереса ради попробовали сосиску в тесте за £1.20 – мечту голодного студента. Ну, очень обыкновенная еда, которую и в США можно найти и которая подтвердила, что индийская кухня нам сейчас нравится куда больше. Я ожидал, что в Лондоне пойдём в продуктовый магазин и наберём разных вкусных булок, хлопьев, шоколадок и будем их по вечерам пробовать. Но магазины нам попались неправильные, и ничего не впечатлило. Лучше всего были бельгийские пирожные из американского магазина Amazon Fresh (того, что без кассиров; чтобы пустили внутрь, надо было поменять страну в приложении):
Вот такой наш британский кулинарный опыт. Надо будет в следующий раз, когда соберёмся заграницу, отдельно в блоге расспросить людей, что там стоит попробовать. Но важно, чтобы было быстро, без дресс-кода и нам по пути. Местные магазинчики Sainsbury's Local нам пригодились тем, что в них можно было купить 1,5-литровую бутылку воды за чуть больше, чем 1 фунт, и тут же её выпить. С питьевыми фонтанчиками в Лондоне действительно проблема. А ходить с рюкзаком по музеям неудобно.
3) и 4) Когда я собрался брать авиабилеты за два месяца до поездки, лететь из местного аэропорта Сент-Джорджа было бы на $1200 дороже, чем из Лас-Вегаса, куда нам ехать два часа. Даже с учётом более дорогой парковки в аэропорту (Сент-Джордж берёт за день $7, а ЛВ – $18) и расходов на бензин получалось выгоднее лететь из Вегаса, тем более, что оттуда был прямой рейс до Хитроу. А назад с одной пересадкой в Миннеаполисе.
Мы могли бы взять самые дешёвые билеты за $2300 на двоих, но решили доплатить $400 за возможность вернуть билеты, выбор мест и travel insurance. Сейчас смотрю, что если лететь в апреле, то из Сент-Джорджа и обратно до Лондона можно найти за $1650 на двоих, из Вегаса – за $1450. С такой разницей я предпочту лететь из местного аэропорта. Но дешевле, чем за $1500, билетов в Европу из наших мест, кажется, не бывает. Летом не найти дешевле $2000. Мы обычно гибки в датах, но приходится подстраиваться под конкретные оперные представления и хорошую погоду. Зачем иначе так далеко лететь, когда мы и в США далеко не всё интересное видели?
Очередей в аэропортах нигде не было. Туристам с американскими паспортами в Великобританию пока никаких виз не требуется, даже штампов не ставят, но пишут, что с 2024 года могут заставить заполнять заранее онлайн-форму. Мы подали заявку на участие в программе Global Entry ($100 на 5 лет), чтобы и на внутренних американских рейсах проходить досмотр быстрее, но пока не попробуем её на практике, ничего не могу рекомендовать.
5) В Лондоне из аэропорта до отеля ехали на метро. Оказалось весьма удобно. Есть дорогой экспресс до вокзала Paddington, но от него бы нам пришлось ехать на том же метро. Конечная станция на ветке Piccadilly line из Хитроу под названием Cockfosters стала у нас с братом внутренним мемом. Википедия не знает, почему она так называется. Остановок, пока едешь из аэропорта, много, и на каждой голос произносит, что это поезд в Кокфостерс:
Мы пересаживались на станции Green Park на Jubilee Line. Переходы с линии на линию могут быть длинными и запутанными. А в час пик ещё и очень медленными, потому что люди метро реально пользуются и набиваются в вагоны под завязку. На станции Covent Garden нет эскалаторов и тем, кто не хочет ждать лифта, предлагается спуститься или подняться 174 ступеньки по винтовой лестнице:
Для оплаты метро сработали наши MasterCard карточки с чипом. Даже не пришлось покупать их бесконтактную карту Oyster. В музее истории лондонского транспорта пугают, что скоро вообще будете проходить через систему распознавания лиц:
Сам музей, как я писал в обзорном посту, нам не понравился. И если бы он не входил в London Pass и не был расположен рядом с Ковент-Гарденом, мы бы в него и не пошли. Аналогично я могу сказать про туристический автобус Big Bus, который тоже входил в London Pass: нам он оказался не нужен, хотя мы немного проехали на нём, раз уж включено. Дойти от Тауэрского моста до Трафальгарской площади мы и пешком можем, особенно когда автобусы стоят в пробках, а проехать на втором этаже автобуса оказалось намного интереснее на городском маршруте 88 от Parliament Hill до Westminster Abbey. Фраза “Mind your head” тоже очень британская, в США так не пишут:
Лирическое отступление: некоторые слова в британском английском отличаются от американского. Например, они пишут “let” вместо “rent” (или “lease”), но меня удивило, что площадь они всё ещё измеряют в квадратных футах, а не в квадратных метрах. А ограничения скорости в милях в час, хоть дистанции указаны в километрах:
С посадкой на автобус вышел конфуз. Мы понимали, что нам ехать на юг, то есть направо, встали на остановке, на табло горит, что автобус придёт через две минуты, и он приходит, но в другую сторону :) Уставший за день мозг не сообразил, что левостороннее движение надо учитывать не только тогда, когда переходишь улицу и должен вначале смотреть направо, а потом налево. Автобусы, кстати, бывают и одноэтажные. Двухэтажные в основном в центре:
О том, что мы плавали в Гринвич на UberBoat, который входит в London Pass, я тоже упоминал. Uber – это только спонсор. А так-то компания, которая возит пассажиров по Темзе, называется Thames Clippers. С ними прикольнее всего, когда они выплывают из центра за Тауэрский мост и разгоняются до 30 миль в час. В London Pass ещё входил велосипедный тур, но его мы пропустили. А вообще велосипедистов в Лондоне много. Особенно, когда все едут с работы по выделенным дорожкам:
Водить в центре неприятно и дорого. Цены на бензин £1.55 за литр. Это $7.50 за галлон. В США в горах Калифорнии мы самый дорогой бензин видели за $6.30 в недавней поездке в СФ. В самом СФ около $5. Минимальные зарплаты, кстати, сопоставимы, в Калифорнии $15.50/час, а в Лондоне – £11.95/час:
Ещё хочу рассказать о поезде в Оксфорд. Так как мы туда ездили с Сашей, он купил билеты заранее по своей скидочной карте. В субботу, то есть не в час пик, получилось £20.95 ($26.60) за билет туда-обратно. Без скидочной карты было бы £31, в час пик дороже, в первый класс ещё дороже. Система несколько запутанная, на каких поездах и как можно ехать, но понадобилось бы – разобрались:
На вокзале Паддингдон получилось забавно. Мы прошли через турникеты, сели в поезд на Оксфорд и вдруг объявляют, что поезда поменяли, надо перейти на другую платформу. Взяли и перешли. Сели, сидим, уже минута до отправления осталась. И тут говорят, что поезд снова поменяли, бегите срочно на платформу 2 с платформы 8. Добежали, но Саша сказал, что с ним такое впервые происходит, а на поездах по Англии он поездил немало. GWR = Great Western Railway:
6) Сомневаюсь, что найду вдохновение отдельно написать о спектаклях. Билеты на них стоили: опера «Вертер» – по $150 (в амфитеатре без подлокотников), «Дон Карлос» – по $300 (лучшие билеты по центру балкона, специально такие хотели взять для проверки) + $10 за программку. А так-то есть боковые стоячие места с частичным обзором за 18 фунтов:
Мюзикл «Отверженные» – по $125, пьеса «Мышеловка» – по $95. С театрами определённо можно было взять чуть дешевле места или вообще в них не ходить, ограничившись бесплатными развлечениями. Но это скучно. Тогда можно вообще в Лондон не летать, а смотреть дома кино бесплатно. Кто убийца в «Мышеловке», мы в антракте не угадали:
7) О London Pass я уже написал достаточно. В нашем случае он окупился, но его выгодно брать на много дней (больше трёх) и тщательно планировать, что по нему можно посетить. Если идти только в Тауэр и Вестминстерское аббатство, то проще заплатить отдельно. В Лондоне очень много бесплатных музеев, но иногда приходилось доплатить, как, например, за подъём на церковную башню в Оксфорде или на пагоду в ботанических садах Кью:
8) Мобильный интернет в моём айфоне сработал. Купил eSim ещё в США. Как приземлились в Хитроу, уже ловилась местная сеть. Но хочу дождаться счёта от своей американской компании Ting, чтобы убедиться, что они ничего мне за роуминг не насчитали. Не должны, но мало ли. Уверен, что можно было купить симку и в Лондоне, даже дешевле вышло бы, но хотелось проверить такой сервис.
***
В итоге я думаю, что вместо $8500 за эту поездку можно было ужаться до $6500, если взять отель дальше от центра, купить авиабилеты заранее и без выбора мест, взять похуже места в оперу и довольствоваться бесплатными музеями. Но сильно ниже уйти нельзя. В июле для 10-дневной поездки в Лондон у нас базовая линия $4500 (отель 2000 + авиабилеты 2000 + еда 500). В другое время года – $3500 (1500 + 1500 + 500). Это если совсем без платных развлечений. Но надо будет сравнить с будущими поездками в другие страны. Пока не знаю, когда и куда. Думал полететь в апреле в Неаполь на оперу «Джоконда», но мне напомнили, что тогда же в Техасе будет полное солнечное затмение – это более редкое явление, которое я не хочу пропустить.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий