понедельник, 24 мая 2010 г.

Куда поступать в аспирантуру: в США или в Германию?

Когда я учился на первых курсах химфака СПбГУ, то если и помышлял о заграничной аспирантуре, то о европейской. Германия казалась самым распространенным вариантом. Но после четвертого курса я во многом случайно провел два с половиной месяца в американском университете (до этого стажировки в Германии неясно наклевывались, но так и не состоялись) и увидел, что в США нет ничего страшного, а наоборот, все меня устраивает. О том, как я поступал в аспирантуру, я уже подробно написал.

В то же время несколько моих друзей поступили в немецкую аспирантуру. Далее время от времени я получал письма от младших товарищей, где они просили дать совет насчет аспирантуры в Германии. Так как я там никогда не бывал, ничего специально не читал, и только поверхностно представлял что там и как из разговоров со знакомыми, то я обычно переадресовывал вопрошающих к знающим людям. Тем не менее, мне несколько раз приходилось сформулировать мои взгляды на выбор «Германия vs США».

И мой выбор был, конечно, в первую очередь продиктован поездкой в Боулинг Грин. Окажись я в то лето 2006 года в Геттингене или еще где на немецкой земле, то сейчас бы готовился стать немецким PhD. Поэтому разумно обратиться к опыту тех людей, что побывали-поработали и там, и там. До недавнего времени все мои знакомые, которые были и в Германии, и в Штатах, делали окончательный выбор в пользу США. Объяснения были самые разные: больше платят, меньше чувствуешь себя чужаком, быстрее становишься независимым исследователем. Те же, кто в итоге осели в Германии, в Штатах, как правило, не бывали.

Итак, вот мои мысли. За всю Америку не отвечаю, но за свой личный опыт и химфак университета Питтсбурга поручусь. За Германию не отвечаю вообще, умозаключаю на основе праздных разговоров. Про российскую аспирантуру не знаю почти ничего, кроме того, что там по всем пунктам хуже. Есть еще Канада, Швейцария, Великобритания, но о них я тоже ничего не знаю.

1) Сколько платят? В США платят или больше или столько же. Undergrad’ам за летние стажировки платят больше. В США не меньше $1000 в месяц, а вот в Германии мои знакомые получали и 400 евро, и даже 200. В аспирантуре я сейчас получаю около $1500 после вычета налогов и страховки при аренде за жилье $450. В Германии, насколько я представляю, получают 1000–1200 евро в месяц, а за жилье платят 200–400 евро. При нынешних обменных курсах более-менее одинаково. Но меня все равно не оставляет ощущение, что в США многие вещи дешевле. Машина, может, не показатель, но здесь все аспиранты могут себе позволить ее купить через 1-2 года. В Россию, конечно, из Штатов летать дороже.
2) Сложно ли поступить? В США можно поступать, как я писал, по-разному. Я поступал по универсальной схеме. Нужно беспокоиться еще осенью, сдавать экзамены, платить fees. В хороший университет в результате поступить реально. Но кому-то это может оказаться не по силам или не по карману. В Германию, на первый взгляд, проще: пиши письма профессорам, кто-нибудь да пригласит. Опять же запросто можно попасть в очень хорошее место. Зато в США поступаешь в университет на программу и первые полгода можешь спокойно выбирать научника, взвешивая плюсы и минусы на месте, а с Германией приходится поступать под начало незнакомого человека и зависеть от него финансово.
3) Чему учат? В США первые два семестра посвящены продвинутым классам (учишься сам) и преподаванию в практикуме (учишься учить других). В Германии, насколько я знаю, в зависимости от универа либо тоже надо сдавать какие-то экзамены типа физхимии и кому-то что-то преподавать, либо достаточно только двигать науку. Мне больше нравится американский подход. Каким бы я ни был в СПбГУ отличником, много чего еще пришлось выучить. А преподавание вообще веселый и бесценный опыт.
4) Когда получишь PhD? В США через 5–6 лет, в Германии намного раньше. Но и изучишь, и наваришь в США больше. В России PhD формально делается за 3 года, но в Гарвард постдоком с таким PhD на общих основаниях не попасть. Поэтому самый главный вопрос следующий.
5) Что дальше? В США делать одного или двух постдоков еще 2-3 года и либо идти в industry, либо становиться assistant профессором. Для студентов из некоторых стран неплохим вариантом является вернуться на родину. Я пока нацелен на academic career. Уже assistant prof не имеет начальства в науке, а после получения tenure вообще ни от кого не зависишь. Мне это сейчас кажется страшно привлекательным. В Германии тоже логично пойти постдоком, либо в Европу, либо в США. Потом еще раз постдоком. Абсолютно не представляю, насколько легко найти industry job в Европе для россиянина с немецким PhD. А вот профессором, наверно, стать сложнее, чем в США с американским PhD. Хотя бы из-за необходимости знать немецкий. Хотя у немцев запутанная система профессорства. В любом случае, профессор в США получает больше немецкого коллеги.
6) Знание языка. В США можно выучить один английский, но выучить неплохо. В Германии можно выучить два языка, но на уровне пониже (хотя все от человека зависит, кто-то может к 20 годам говорить на немецком, как носитель, тогда, наверно, однозначно лучше строить карьеру в Германии). Мне милее первый вариант.
7) Размер отпуска. В США зависит целиком и полностью от профессора. В нашей группе студент имеет право на отпуск и имеет право определять длительность отпуска. Кто-то и на два месяца в Китай уедет. Но наша группа – исключение. Обычно, особенно молодые профессора, жмутся. Но две недели выпросить можно. А еще Рождество–Новый год. В Германии, да и в Европе вообще, можно прятаться за социализм: 40 часовая рабочая неделя, отпуск один месяц. А можно работать семь дней в неделю. В целом ученый с одной стороны работает всегда, что-нибудь читает, но с другой стороны, имеет свободный рабочий график, может, пропустить любой день, если очень надо. Тут вообще более уместен вопрос, где работать тяжелее. Зависит от профа, потому я сторонник того, что выбирать научника надо на месте, а не по переписке.
8) Культурный досуг. Сильно определяется жизненными предпочтениями. Что касается меня, то в США интереснее путешествовать, природа разнообразнее и более дикая. В Европе больше интересных мне спектаклей и концертов. Многое зависит от наличия свободного времени и средств. Мне на отдых хватает и того, и другого.
9) Медицинская страховка. Болеть везде плохо. В США у студентов обычно неплохая страховка, которую оплачивает университет. Так как я к врачам, если ничего не болит, не хожу, то рассказать ни о чем не могу. В Европе вроде страховка дешевле, но если универ платит, то в чем разница. Уровень медицины, думаю, примерно одинаков.
10) Где наука круче? Субъективное мнение из чтения статей и книг (а не из подсчета цитирований и Нобелевских премий), что в США. Хотя многое зависит от области. В полном синтезе однозначно Штаты. А вот в неорганике или organometallic у немцев небольшое преимущество. В конце концов, учишься не у среднестатистического профессора, а к какого-то конкретного. Сильные люди есть и там, и там. В США, может быть, больше, но тут и территория с населением больше.

Можно еще много что сравнивать: уровень преступности, сложность получения визы и перспективы получения гражданства, отношение со стороны местных, количество русскоговорящих вокруг. Но тут вообще я не берусь писать о Германии. В США все нормально. Кто хочет избежать приключений, их избежит.

Комментариев нет: