пятница, 7 февраля 2025 г.

Скульптуры из Мадрида в трёх предложениях

Однажды я составил рейтинг нью-йоркских скульптур. Скульптуры из Мадрида я ранжировать не буду: все, которые попали в этот пост, мне интересны. А чтобы скульптур было больше, а болтовни меньше, я установил себе правило – на каждую скульптуру по три предложения.

***

1. «Медведь и земляничное дерево» (1967, “Estatua del Oso y el Madroño”, Antonio Navarro Santafé). Какую басню изображают герб Мадрида и скульптура на центральной площади Пуэрта-дель-Соль?


Оказалось, что в 13 веке церковные и городские власти заспорили, кому достанутся леса, а кому пастбища. Дерево символизирует, что городу достались леса, а вместе с лесами и медведь, который ждёт, когда на дереве поспеет сладкая «земляника».

2. «Фонтан Падшего Ангела» (“Fuente del Ángel Caído”, 1877, Ricardo Bellver - статуя; 1885, Francisco Jareño - пьедестал). В самом сердце католической столицы, среди зелени парка Буэн-Ретиро, на высоте 666 метров на уровнем моря, возвышается один из немногих в мире памятников Сатане.


Скульптор запечатлел Люцифера, героя поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», в момент его низвержения с небес: с обвившимися вокруг ног змеями, в окружении чудовищ, из чьих пастей струится вода. Суеверных туристов пугают жуткой легендой, что тот, кто постоит в тени «Падшего Ангела», в течение года умрёт.

3. «Женщина с зеркалом» (1987, “Mujer con espejo”, Fernando Botero). В 1994 году в Мадриде проходила выставка Фернандо Ботеро. Среди двух миллионов посетителей провели опрос: выберите самую понравившуюся скульптуру, и Ботеро подарит её городу.


Мадридцы, воспитанные картинами Рубенса в Прадо, выбрали эту 1000-килограммовую красавицу, и творение скульптора из Колумбии разместили на площади Колумба.


4. «Хулия» (2018, “Julia”, Jaume Plensa) На предыдущем фото внимательные читатели могли заметить не только монумент Христофору Колумбу и самый большой в мире испанский флаг, но и скульптуру каталонского мастера Жауме Пленсы.


По всему миру он расставил сидячих человечков из букв и цифр и гигантские женские головы. На вопрос, почему у Хулии (или Жулии) закрыты глаза, Пленса ответил, что нужно закрыть глаза, чтобы увидеть красоту, которую мы храним внутри себя.


5. «Лягушка удачи» (2014, “Estatua de Rana de la Fortuna”, Eladio de Mora = dEmo). Неподалёку от «Женщины с зеркалом» уютно устроилась та самая гигантская лягушка, о которой я упоминал в посте про Толедо.


Казино “Gran Madrid” установило её перед своим входом и подарило городу в благодарность за легализацию игорного бизнеса после 90-летнего перерыва. Лягушачье брюхо покрыто цифрами и символами, которые в разных культурах считаются счастливыми, но для гарантированной удачи лягушку нужно ещё поцеловать.


6. «Фортунато, продавец лотерейных билетов» (2013, “Estatua de Fortunato, el vendedor de la O.N.C.E.”, Santiago de Santiago). Испанцы очень любят лотереи: в Мадриде стояли огромные очереди за билетами главной предрождественской лотереи, мимо которых бродили продавцы билетов с рук. Эта уличная скульптура посвящена «фортунато» – продавцам лотерейных билетов в пользу испанского общества слепых.


Мой брат сказал, что этот товарищ похож на Паниковского.

7. «Обелиск Калатравы» (2009, “Obelisco de la Caja” / “Obelisco de Calatrava”, Santiago Calatrava). На своё 300-летие старейший испанский банк “Caja Madrid” заказал у модного валенсийского архитектора Сантьяго Калатравы торжественный монумент для своей штаб-квартиры в наклонных небоскрёбах «Ворота Европы».


По изначальному замыслу Калатравы золочёная конструкция должна была волнообразно вращаться, но через месяц эксплуатации банк подсчитал расходы на обслуживание этого чуда искусства и инженерии и решил подарить его городу. С тех пор 92-метровый обелиск стоит неподвижно, раздражая мадридцев своей блестящей бессмысленностью.

8. «Памятник Мигелю де Сервантесу» (1929, “Monumento a Miguel de Cervantes”, Lorenzo Coullaut Valera и другие). Я не мог не включить самое знаменитое скульптурное изображение Дон Кихота и Санчо Пансы на площади Испании.


Меня удивило, что герои, восседающие на своих непарнокопытных, не комичны, а величественны. Трогательное единение безумного дворянства и рассудительного крестьянства ради благородной цели так рассмешить читателей, чтобы заставить весь мир задуматься.

9. «Воздушное происшествие» (2005, “Accidente aéreo”, Miguel Angel Ruiz Beato). Сколько раз мы проходили по Калье Майор, не замечая скульптуры у нас над головой, пока я не прочитал в интернете, в каком месте надо поднять взгляд и воспарить над мадридской действительностью.


Сначала я подумал, что это Икар из греческого мифа или очередной павший ангел, но, по словам скульптора, «Воздушное происшествие» изображает человека, который десять тысяч лет назад вышел из дома полетать. Пока он летал, на лугу, где он привык приземляться, вырос город, и, возвращаясь, незадачливый летатель врезался в здание.


10. «Памятник Луису Даоису и Педро Веларде» (1822, “Monumento a Daoiz y Velarde”, Antonio Solá). Мадридцы очень гордятся своим восстанием 2 мая 1808 года против наполеоновских войск. Хотя восстание было быстро и жестоко подавлено, Гойя увековечил его на своих знаменитых картинах (которые были бы здесь, если бы в Прадо разрешали фотографировать), а 2 мая сделали в Мадриде выходным днём и поставили кучу монументов героям.


Так на площади Дос-де-Майо, где располагались артиллерийские казармы, стоит памятник двум павшим в тот день офицерам в окружении, должно быть, голубей мира.

11. «Памятник Эухенио д’Орсу» (1963, “Monumento a Eugenio d'Ors”, Víctor d'Ors, Cristino Mallo, Frederic Marès). Прямо напротив музея Прадо расположился на первый взгляд непримечательный памятник-фонтан каталонскому писателю Эухенио д’Орсу по проекту его сына-архитектора Виктора.


Но что это за зверь, из которого струится вода и которого успокаивает женская аллегорическая фигура? Википедия перечисляет версии: «непонятное существо», «маленький дракон», «барочное и стихийное извержение» или «домашний стегозавр».


12. «Дольмен Дали» (1985-86, “Dolmen de Dalí”, Salvador Dalí). В скульптурную группу, прославляющую науку и технику, Сальвадор Дали включил дольмен как древнейшее строительное достижение человечества, а попробуйте угадать, кого он изобразил в бронзе.


Каталонский сюрреалист, вслед за Уильямом Блейком представил английского физика Исаака Ньютона не только без трусов, но и с дыркой в теле. А вот какие три буквы, помимо “G”, он написал на постаменте, я вам не скажу.


13. «Памятник Симону Боливару» (1970, “Monumento a Simón Bolívar”, Emilio Laiz Campos). Скульптура из разряда «бронзовых истуканов», на которые я редко обращаю внимание.


Но в этом случае я удивился, что в центре Мадрида поставили памятник «освободителю Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Эквадора, Перу и Боливии». Интересно, есть в Лондоне памятники «освободителю США» Джорджу Вашингтону?

14. «Памятник испанскому наследию» (1971, “Monumento a la Hispanidad”, Agustín de la Herrán Matorras). Наряду с памятником Боливару эта скульптура была установлена в рамках художественного плана режима Франко по укреплению связей между Испанией и испаноговорящей Америкой. Она изображает испанского солдата на коне, который помогает подняться индейской женщине (злые языки говорят, что он её похищает).


Скульптура установлена рядом с наблюдательной башней Faro de Moncloa, на которую мы поднимались, и Музеем Америки, в котором мы не были.


15. «Мать Убю» (1975, “Mère Ubu", Joan Miró). Забавно, что в посте о Мадриде так много каталонских скульпторов, и Жоан Миро один из них. Его скульптура вместе с другими абстракциями составляет “Museo al Aire Libre” (Музей под открытым небом) и служит ответом на реализм времён франкизма.


С одной стороны она похожа на черепаху, с другой – на пингвина, но это героиня абсурдистской пьесы Альфреда Жарри «Король Убю».


16. «Инверсия» (2001, “Inversion”, Richard Serra) Вы, возможно, встречали скульптуры американца Ричарда Серры из корродированной стали, не догадываясь, что перед вами искусство. В Центре искусств королевы Софии тоже есть его «ржавые квадраты».


«Инверсии» не должно было быть в этом посте, но я перепутал два творения Серры и думал, что сфотографировал моего брата возле другой, соседней скульптуры, о которой будет следующий рассказ.


17. «Равный-Параллельный: Герника-Бенгази» (1986 / 2008, “Equal-Parallel: Guernica-Bengasi”, Richard Serra). Специально для «Рейны-Софии» Серра создал скульптуру из четырёх параллелепипедов, проводя параллели между бомбардировкой испанской Герники франкистами в 1937 году и бомбардировкой ливийского Бенгази американцами в 1986-м.


Впоследствии скульптуру отправили в хранилище, но в 2006 году, когда её решили вернуть в экспозицию, администрация музея призналась, что нигде не может её найти (куда же могли подеваться 38 тонн стали?). Серра великодушно изготовил для музея реплику, смешав оригинал с копией, присутствующую скульптуру с отсутствующей.

18. «Женщина с вазой» (1933/1972, “La femme au vase”, Pablo Picasso). Мог ли этот пост обойтись без Пабло Пикассо – никак не мог. В Центре искусств королевы Софии хранится не только его знаменитая «Герника», но и скульптура, вдохновлённая древними иберийскими статуями и тогдашней любовницей Пикассо Марией-Терезой Вальтер.


В пост эта скульптура попала благодаря общей композиции фотографии.

19. «Маяк Колумба» (1929, “Monumento Faro de Colón”, Casto Fernández-Shaw). Эта модель участвовала в архитектурном конкурсе на сооружение «Маяка Колумба» в столице Доминиканской Республики Санто-Доминго, но уступила проекту шотландского архитектора.


Один из посетителей попробовал покрутить загадочную ручку у основания, но сразу примчалась музейная смотрительница и прекратила подобное рукоприкладство. Свет над маяком не лампочка, а луна с висящей в том же зале картины Альфонсо Понсе де Леона «Отдых» (1930-31).


20. «Soft Limits» (меня просили не переводить непереводимые названия) (2020/2022, “Soft Limits”, Nano Abia). Эта красочная скульптура из полиуретановой смолы и стекловолокна «отражает хрупкость, равновесие и подчинение давлению».


Она стоит перед 181-метровым небоскрёбом «Калейдо», который называют «пятой башней» в бизнес-районе Мадрида «Четыре башни». Название небоскрёба происходит от греческих слов καλός (прекрасный) и εἶδος (образ).


***

На 20 скульптурах закончим. Обойдёмся без королей на конях и Гераклов, разрывающих пасть льву.

Если бы мне предложили выбрать одну из этих скульптур, то у себя на заднем дворе я бы поставил последнее кольцо из разноцветных шариков. А мой брат выбрал голову Хулии/Жулии от Пленсы (12-метровая, она возвышалась бы над нашим домом). А вот кого бы я точно у себя не поставил, так это «Падшего ангела». Воду надо экономить, да и вдруг он действительно проклятый. А мой брат не поставил бы лягушку, потому что он считает её не удачливой, а страшной.

Комментариев нет: