Раз я решил стать писателем, мне необходимо ознакомиться с тем, что написано до меня. В 2020 году я ещё пытался читать глазами и прочитал всего 31 книгу. С 1 января 2021 года я приучал себя слушать книги. Так получается намного быстрее с минимальной потерей нужной мне информации. Я мог поглощать литературу, работая над приложениями, просматривая банковские счета или собирая разную статистику, как для этого поста. Постепенно увеличил скорость прослушивания в 1,5–2 раза в зависимости от темпа чтеца и информационной плотности текста. Сложные книги (например, математический нон-фикшн) и книги с картинками все равно приходилось хотя бы частично читать глазами.
Всего в 2021 году я «прочитал» 130 книг.
- Из них художественных 111, нон-фикшн 19.
- Прослушал в аудиоформате 109. Читал глазами с экрана 18 (8 художественных и 10 нон-фикшн). Ещё 3 книги начинал читать глазами, но в какой-то момент переключался на аудио.
- На английском: 94. На русском: 36. Включая переводы на эти языки с датского, иврита, испанского, итальянского, немецкого, норвежского, польского, французского, шведского и японского.
- У 102 книг автор – мужчина, у 27 – женщина, ещё 1 – «Vita Nostra» – написана супругами Дяченко.
- Примерное распределение художественных книг по жанрам: детективы – 26; драмы (fiction; книги «про жизнь») – 26; научная фантастика (к ней я отношу и антиутопии) – 17; фэнтези – 14; книги для детей – 12; исторические романы – 8; «про любовь» (romance) – 4; ужасы – 4.
- Нон-фикш был самый разный: от лингвистики до палеонтологии. Мне казалось, что я очень много по математике прочитал, но оказалось, что всего 4 книги. Три о путешествиях, две по физики, две по истории и так далее.
- По пятибалльной шкале оценку «5» я поставил 30 книгам; «4» – 46; «3» – 43; «2» – 11. Книги, которым я поставил бы «1», я не дочитывал.
Я начинал, но бросил, не дойдя до конца, 22 книги. Одни – на середине, другие – уже после первой главы. Чаще всего, потому что стиль не понравился или я переставал понимать сюжет. Так я осилил только четыре главы в книге «Уловка-22» (Joseph Heller, “Catch-22”), которая считается юмористической классикой, но меня она совсем не зацепила и начала раздражать. Я посмотрел отзывы в интернете, и они подтвердили моё впечатление, что дальше будет только хуже и эту книгу можно отложить без угрызений совести. А вот «Игру престолов» Джорджа Мартина или «Криптономикон» Нила Стивенсона я к плохим книгам отнести не могу. Но они такие длинные. После первых глав они не настолько затянули меня, чтобы я потратил десятки часов на их прослушивание. Короткую книгу (до 10 часов) я ещё могу дотерпеть до конца, даже если она не приносит мне никакого удовольствия. На ошибках плохих (с моей точки зрения) авторов тоже есть, чему поучиться.
Я, возможно, слишком серьёзно занялся закрытием своих пробелов в литературе. После окончания чтения или прослушивания я про каждую книгу читал статьи в Wikipedia (английскую и русскую), слушал обсуждения на ютубе, читал отзывы на сайтах goodreads, amazon, fantlab, litres и livelib, а также искал, есть ли о них посты в жж. На некоторые малоизвестные книги рецензий раз, два и обчёлся. Но у популярной классики их сотни, поэтому я ограничивался верхними отзывами, пока не составлял своё представление о «народном» мнении по поводу очередного шедевра.
Я завёл таблицу Google Sheet, где не только создал список всех прочитанных книг, но и стал записывать идеи и наблюдения. Раскладываю книги на составляющие: если детектив, то кто может быть убийцей, какие мотивы, орудие убийства и так далее; если роман, то какие отношения: счастливые, несчастливые, кто и что мешает влюблённым. Отмечаю, какие литературные схемы мне самому бросились в глаза и засели в уме и сердце: от языковых особенностей и внешних черт героев до юмора и страха. Не могу знать, пригодятся ли мне эти записи, но мне важно, что книги я читаю не для галочки и не для количества, а чтобы вынести из них кирпичики интереса, из которых потом соберу собственные произведения.
Для дополнительного закрепления материала я в этом году написал 9 постов о 53 книгах в жж:
1) Понятный ли русский у Михаила Булгакова?
2) Понятный ли английский у Айн Рэнд?
3) Книги, которые я слушал в марте: от Джека Лондона до Стивена Кинга.
4) Ещё 10 книг: от «Террора» до «Дивергента»
.
5) От Марка Твена до Апостолоса Доксиадиса
.
6) Разбор очередной, в котором нон-фикшн оказывается интереснее художественной литературы
.
7) Книги, о которых мне есть, что сказать
.
8) Понятный ли английский у Терри Пратчетта?
9) Фантастика и фэнтези.
Вначале записывал свои впечатления о всех-всех прочитанных произведениях. Потом увидел, что людям неинтересны книги, которые они сами не читали. И я стал меньше писать на эту тему, особенно о тех книгах, которые мне самому не понравились и которые я не могу никому порекомендовать. Если книга известная, то ругать её – только злить тех читателей, кто любят её с детства. Если неизвестная – зачем тратить время на рассказ о ней? Я уже потратил на её прослушивание больше, чем она того заслуживает. Полезнее было бы перенести все мои отзывы на книжные сайты, но до этого руки пока не дошли.
***
Если выбирать лучшую книгу года, из тех 30, которым я поставил 5/5, я выделю «Записки юного врача» (1925–1926) и примыкающий к ним рассказ «Морфий» (1926) Михаила Булгакова (1891–1940). С многими интересными книгами познакомился я в этом году, и когда казалось, что нечем меня уже удивить, Михаил Афанасьевич не столько удивил, сколько собрал под одной обложкой все те идеи, которые я в течение года выписывал, как хорошие и правильные.
Булгаков написал этот цикл рассказов по своему опыту работы сельским врачом в Смоленской губернии. Тут и смешное, и страшное. И из истории что-то новое узнаешь, и из медицины. Сочувствуешь и главному герою, и крестьянам. Рассказ «Пропавший глаз», который для меня стал квинтэссенцией всего цикла, я потом перечитал вслух брату. Не зря эти рассказы везде рекомендовали. Так бы и сел написать «Записки юного профессора», если бы я был профессором ;)
В 2012 году британцы выпустили по этим рассказам чёрнокомедийный мини-сериал “A Young Doctor’s Notebook” с Дэниелом Рэдклиффом (Гарри Поттером) в главной роли. Приятно, что русскую литературу на Западе экранизируют со всеми этими Pelageya Ivanovna и Demyan Lukich. Может, посмотрю, его тоже хвалят.
А если бы Булгаков из отдельных рассказов с повторяющейся фабулой смог бы большой роман слепить со сквозным сюжетом, то было бы произведение ещё известнее. Я по себе и другим авторам заметил, что написать известный рассказ, чтобы его в интернете потом обсуждали, намного сложнее, чем роман. Поэтому в верхнюю статистику не попали рассказы, короткие повести (меньше 100 страниц или 2 часов на аудио) и детские книги с картинками (picture books), которых я в 2021 году прочитал 57 штук (на английском 32, на русском 25) и о которых почти не писал в жж. С ними я не буду оригинален в рекомендациях и скажу, что читайте О. Генри и Аркадия Аверченко.
Наконец, худшую книгу года надо искать среди 11, получивших 2/5. Были книги скучные, непонятные. Те, которые многие любят и про которые я понимаю, что они важные, но со мной они не срезонировали. Но на роль худшей я назначу не самую скучную, а ту, которая меня взбесила и не оправдала надежд – "The Love Hypothesis" (2021) Ali Hazelwood («Гипотеза любви» Али Хейзелвуд).
Я ожидал, что кто-то написал книгу об академии в духе моего романа об органическом синтезе, но оказалось, что это литература уровня «фанфик», которая у учёных вызывает отторжение. Да, там есть любовь между аспиранткой и профессором Стэнфорда, но науки не больше, чем в сериале «Теория большого взрыва». Про автора хоть и пишут, что она профессор в науках о мозге (neuroscience), но я не смог найти ни одной её статьи или страницы группы. Значит, пишет под псевдонимом, но мне очень сомнительно, что пишет профессор. Тем более, что она пообещала на следующий год ещё три книги выпустить – откуда у профов время на писанину?
Роман вышел этой осенью и оказался очень популярным на goodreads, где у него уже больше 100 тысяч оценок и где он чуть не выиграл приз «лучший любовный роман 2021» (занял второе место). Я не сторонник делить литературу на мужскую и женскую, но у “Love Hypothesis” вверху отзывы исключительно от женщин. Первый отзыв от мужчины в конце первой страницы, и он на 1 звезду. А Брендон Сандерсон в своих лекциях предупреждал, что если на обложке книги герои целуются взасос, то ожидайте все жанровые штампы «дамского романа».
***
Я бы хотел читать книги только на 5/5, но так и не научился заранее определять по чужим отзывам и рекомендациям, что мне понравится. Сейчас я нахожусь в процессе чтения четырёх книг и одного рассказа. Не загадываю, сколько я прочитаю в 2022 году. Часто пугают, что книг на свете больше 1 миллиона, а вы за всю жизнь успеете прочитать только 500 (0.05%), поэтому выбирайте тщательно. Во-первых, я убедился, что можно прослушать больше 500 книг. Да и прочитать тоже, была бы мотивация. Обычные люди предпочтут потратить своё время на другие вещи. Во-вторых, книг, которые стоит прочитать, намного меньше, чем миллион. Я думаю, что мне где-то 500 книг и надо будет прослушать, чтобы заявить: «Теперь я прочитал всё. Сюжеты и стили начали повторяться. Пришла пора писать свои романы».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий