суббота, 20 ноября 2021 г.

Фантастика и фэнтези

1. «Остров доктора Моро» (1896), Герберт Уэллс (1866–1946).


Очень давно я читал «Войну миров», «Машину времени» и «Человека-невидимку» на русском, и Уэллс запомнился мне как писатель устаревший и морализаторствующий. Возвращаться к нему я не собирался, но так часто встречал упоминания о докторе Моро, что решил заткнуть эту зияющую литературную дыру. Больших ожиданий у меня не было: хотел узнать сюжет и поставить галочку «прочитано». Но атмосфера страха захватила меня с первых страниц и держала до самой развязки. Сразу начался экшн без лишней философии. Ужас кораблекрушения сменился жутким островом и убеганием от монстров и вивисекторов. А их «закон» особенно запомнился:

«– Не ходить на четвереньках – это Закон. Разве мы не люди?
– Не лакать воду языком – это Закон. Разве мы не люди?
– Не есть ни мяса, ни рыбы – это Закон. Разве мы не люди?
– Не обдирать когтями кору с деревьев – это Закон. Разве мы не люди?
– Не охотиться за другими людьми – это Закон. Разве мы не люди?»

В «Острове доктора Моро» я обнаружил стиль Лавкрафта, совмещённый с идеями Булгакова. При том, что они творили после и, по-видимому, под влиянием Уэллса. Любители подумать над книгами найдут тут проблемы религии, колонизации и эволюционной биологии, а я получил хороший сюжет, за который не жалко поставить 5/5.

2. «Игра Эндера» (1985) Орсон Скотт Кард (1951–).


Очень известная детская (?) фантастика, написанная убеждённым мормоном. Книга и снятый по ней фильм получили самые полярные отзывы. На сайте goodreads меня смутило обилие 1-звёздочных оценок – ничего хорошего от таких книг ждать не приходится, но начал слушать, чтобы составить собственное мнение, и мне понравилось. Оказалось, что 1 звезду ставят не книге, а её автору, известному своими гомофобскими взглядами. В самой «Игре Эндера» нет ничего такого. Очень пацифистское произведение о крепкой мужской дружбе и вражде, а либералы разглядели в нём чуть ли не пособие, как вырастить нового Гитлера.

Для русскоязычных же читателей камнем преткновения стало торжество американской военщины над странами «Второго Варшавского договора». Обидно отдавать американцам господство во всей галактике. Мне «политическая» часть тоже не понравилась, зато описание военной школы было великолепным. Так совпало, что я слушал книгу после просмотра «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, и не мог не проводить параллели.

Минусов у «Игры Эндера» достаточно, но за пару запомнившихся эпизодов я поставил ей 5/5. Мне кажется, что эта книга понравится тем, кто интересуется военной историей и смотрит каналы типа Historia Civilis. Или хотя бы надо любить в Starcraft играть против зергов ;) Сам Орсон Кард вдохновлялся историей Гражданской войны в США и рассказами старшего брата о войне во Вьетнаме. А если вас не возбуждают описания того, куда в той или иной битве Цезарь поставил кавалерию, то долгие описания военных игр вам могут показаться скучными и однообразными.

3. «Метро 2033» (2002, издана в 2005), Дмитрий Глуховский (1979–).


Ещё одна книга, о которой я много слышал и ожидал увидеть слабый фанфик по игре “Fallout 2”: с крысокабанами, но без литературной ценности. А оказался такой роскошный мир со своими особенностями на каждой станции (по ходу чтения я постоянно сверялся с картой московского метрополитена), что у меня отпали вопросы, почему это произведение стало самым коммерчески успешным в современной русскоязычной литературе, породило серию компьютерных игр и более 100 книг во «Вселенной Метро 2033».

Ещё и чтец попался «старой школы», который читает, будто это советский радиоспектакль, а не постъядерный апокалипсис. Глуховского сейчас кто ругает, а кто уважает за антипутинскую позицию, но мне понравился его политический юмор о фашистах, коммунистах, кавказцах, о гипнотизирующем и пожирающем людей Кремле: «Товарищ комиссар, скажите, а что марксизм-ленинизм говорит о безголовых мутантах с Филёвской линии?».

На фоне колоритного мира сюжет и главный герой отступают на второй план. Не так важно, кто и что делает и чем всё закончится. Глуховский изначально написал более короткую версию с совсем другой концовкой. Рукопись отвергли все издательства, он выложил её бесплатно онлайн, где читатели подправили фактические ошибки, и роман был издан в значительно переработанном, расширенном виде. Мне давно не попадалась книга, к которой бы так тянуло вернуться, чтобы слушать дальше, и плевать, что сюжетные идеи оказались упёрты из вышеупомянутой «Игры Эндера». Однозначно 5/5.

4. «Рождённый туманом: Пепел и Сталь» (2006), Брэндон Сандерсон (1975–).


Мне привычней английское название “Mistborn: The Final Empire”. Этой книгой я предпринял ещё одну попытку прорубиться в современное фэнтези. Все читают разные «Колёса времени» и «Игры престола», а я сколько ни начинал слушать фэнтези, включая самого Мартина, бросал через несколько часов. И только у Сандерсона оказался такой простой язык и понятный сюжет, что я выдержал все 24 часа (это только первая часть трилогии; писатели-фэнтезисты плодовиты).

Поставил 4/5, но утвердился в мнении, что высокое фэнтези (когда волшебный мир никак не связан с нашим) – не мой жанр. Пратчетт лучше. Все эти сложные системы магии меня вгоняют в сон. Зачем мне учить свойства фэнтезийных металлов, когда я могу почитать о настоящих элементах?

Но через эту книгу я вышел на лекции Сандерсона, которые он читает в Brigham Young University (мормонский университет в Юте). В них он рассказывает, как стать успешным (и богатым) писателем. Успешным среди простых читателей, а не литературных критиков. Мне сейчас эта тема интересна, и если бы я ничего у него не читал, после этого курса непременно бы захотел ознакомиться с его творчеством.

5. «Vita Nostra» (2007), Марина (1968–) и Сергей Дяченко (1945–).


Название самой известной книги супругов Дяченко взято из студенческой песни “Gaudeamus igitur” и переводится с латыни как «наша жизнь». Этот роман часто сравнивают с «Гарри Поттером». Я прослушал и нашёл мало общего. Это не школа волшебников, а ностальгическая пародия на обучение в советском универе и жизнь в общаге с элементами фантастики в духе Стругацких, а не Роулинг.

В принципе я люблю книги про учёбу, и хорошие моменты в «Vita Nostra» были, но я противник «открытых», запутанных финалов. Некоторые фантасты считают, что нельзя писать понятно, пусть каждый читатель предлагает своё объяснение произошедшего, и такой выверт делает книгу серьёзной литературой, а не коммерческой поделкой с банальной предсказуемой концовкой. А мне кажется, что авторы всё так запутали, что сами не смогли распутать, и бросили книгу, когда потеряли интерес к идее. Была бы «Vita Nostra» на треть короче я был бы готов поставить ей 5, но середина затянута, и по совокупности ощущений всё-таки 4/5.

***

По моим высоким оценкам вам может показаться, что мне нравится фантастика. Как правило не нравится, но для поста в жж я отобрал то, что готов порекомендовать, а не только ругать. На самом деле я люблю детективы, но о них в другой раз.

А вы как относитесь к фантастике?

Мои предыдущие обзоры книг:
Книги, о которых мне есть, что сказать
Разбор очередной, в котором нон-фикшн оказывается интереснее художественной литературы
От Марка Твена до Апостолоса Доксиадиса
Ещё 10 книг: от «Террора» до «Дивергента»
Книги, которые я слушал в марте: от Джека Лондона до Стивена Кинга

Комментариев нет: