пятница, 16 августа 2019 г.

Я учусь решать задачи по программированию

В прошлом году я решил начать по-серьезному учить программирование, чтобы самому делать мобильные приложения. До этой цели я пока так и не дошел, поэтому пока расскажу о двух сайтах с программистскими задачками, которые мне сильно помогли прокачать навыки в этой сфере: Codewars и LeetCode. Таких сайтов сейчас развелось множество, но я решал задачи только на этих двух, поэтому буду делиться личным опытом и успехами.


Исторически первым я пришел на Codewars (мой аккаунт там). И он мне чем-то напомнил изучение иностранных языков на Duolingo: можно точно так же с полного нуля начать с самых простых задач, где требуется определить четное ли число или написать простейший for loop, минимум теории – максимум практики:

Конечно, тем, кто вообще никогда не программировал (вот у нас в школе, которую я закончил в 2002 году, программирования не было; на химфаке тоже; брат все учил по книжкам, но комп у нас был, поэтому что такое for loop, я смутно представлял), придется даже с простыми задачами лезть в гугл, на StackOverflow, но это будет не чтение теории, которую непонятно, куда применить, а поиски ответа на конкретный вопрос. Зато потом, после своего кривого алгоритма, можно будет посмотреть решение других людей и выучить из них еще больше. Я вот прямо скажу, что решив на Codewars 50 простейших задач по питону, я узнал о нем больше, чем от чтения 350-страничного учебника по Python для начинающих.

Задачи на codewars придумывают другие юзеры, и за несколько лет их накопилось несколько тысяч, самого разного уровня сложности (они обозначаются цифрами от 8 до 1: “восьмерки” – самые простые). На каких-то языках больше, на каких-то меньше. Некоторые задачи универсальны и могут быть переведены почти на любой язык. Другие – полностью зависят от фич определенного языка или группы языков. Этим Codewars очень понравился моему брату, который провел на этом сайте даже больше времени, чем я, и вышел на 21-е место в общей таблице пользователей (я где-то в районе 900-го места обитаю):


Мой брат глубоко изучил JavaScript, подтянул ассемблер, а когда в этом году на Codewars добавили языки формальных доказательств – тема, тесно связанная с его научной работой – такие как Coq, он зауважал этот сайт еще больше.

Я же начал прошлой весной с C#, потому что мы планировали переходить на кросс-платформенный движок Unity для создания приложений. Прорешал на нем несколько сотен задач, но год назад брат решил, что Unity нам не подходит и посоветовал мне учить нативную для андроида Java (на популярном нынче Kotlin там мало задач еще). Вот я так с тех пор на Java и решаю (а C# забыл). Недавно стал еще Python и JS решать – самые простые задачи 8-го и 7-го уровней. Для общего развития: на Python брат пишет скрипты по обработке файлов, на JS есть свой мобильный движок ReactNative. На Duolingo я так когда-то учил пять языков параллельно. Без практики почти все забыл, но основы в мозгу остались.

Но проблема с Codewars была и остается в том, что я не могу заставить себя решать сложные задачи (4 и сложнее). С простыми задачами я почти сразу вижу, как их решать и бросаюсь писать код. Через десять, максимум двадцать минут, моя программа проходит тесты, и я получаю моральное вознаграждение. Размышлять часами над сложными задачами, которые я, вполне возможно, и не могу решить в силу ограниченности моих познаний, мне скучно.

И вот недавно я завел аккаунт на LeetCode – еще одном сайте по решению задач, даже более известном, чем Codewars, потому что задачи оттуда часто используются компаниями для интервьюирования программистов. Там тоже есть (приблизительное) деление задач по сложности на простые, средние и трудные, но даже самая простая задача потребует уже определенных познаний. Правда, задачи при этом не привязаны к конкретному языку программирования, а тестируют абстрактные алгоритмы, которые фундаментально одинаковы и на Java, и на Python, и на C++.


Я снова рисковал завязнуть только на самых простых задачках (их там не тысячи, как на Codewars, но сотни – хватит на несколько месяцев), если бы не такая вещь как contests (соревнования). Раз в неделю, субботним вечером (по тихоокеанскому времени; в Китае утром) всем желающим предлагается решить за полтора часа 4 задачи (обычно 1 простая, 2 средние, 1 сложная).

Я никогда не участвовал в олимпиадах по программированию, но мне стало любопытно, решу ли я хотя бы одну задачу, и я записался на свой первый контест. После тренировок на Codewars я справился с простой задачей за 12 минут, у меня оставалось еще больше часа, но вот “средние” задачи для меня оказались не по зубам. Возможно, я допустил стратегическую ошибку, потратив все оставшееся время на задачу, которая объективно была сложнее другой. Но та другая была о “деревьях” – популярной структуре данных – а я решал о них всего одну задачу до этого и испугался деревьев. В итоге я больше так ничего и не решил и финишировал в районе 2000-го места.

Подобная же ситуация повторилась через неделю: я решил простую задачу за 12 минут, а потом все оставшееся время бился со средними задачами. Мне стало обидно: контест на полтора часа, а я отваливаюсь через 10 минут. И я засел за чтение теории (книги по алгоритмам, которые я считал, что мне не нужны в мобильной разработке), за разбор нерешенных мной задач и за решение задач сложнее “моей зоны комфорта”.

Уже на третьем контесте моя подготовка дала плоды: я смог решить три задачи и занять 550-е место. Возможно, они были чуть проще на этот раз, но если бы сильно проще, то другие участники обогнали бы меня как и раньше (при равенстве очков за решение задач места распределяются по времени, затраченном на решение). У меня даже оставалось 30 минут, чтобы подумать над “сложной” задачей. Но тут я уже был бессилен. Я дорешал ее через неделю с подсказкой брата (“делать двойную рекурсию”). Он сам явно мог бы решить там все задачи, все же это не “научные” проблемы, а вопросы для интервью, но он вообще не любит соревноваться на время. А меня порой захватывает азарт.

Неделю назад я поучаствовал в своем 4-м контесте, за полтора часа решил две задачи, а третью дорешал только через 25 минут после окончания (но я был на правильном пути; мой брат сказал, что она простая, и я должен был решать ее на контесте, но вот не решил). Ожидаемо оказался на 940-м месте, но все равно был доволен собой. После первых двух неудачных контестов мне было принципиально научиться решать эти задачи, а время – фактор второстепенный.


И вот я оказался с этими задачами на некоем распутье. Я не собираюсь проходить интервью в компании, я не собираюсь заниматься computer science в научном плане, для мобильных приложений умение решать алгоритмические задачи на время не пригодится. Нужно ли мне продолжать тратить время на эти сайты, или это чистая прокрастинация, которая только отвлекает меня от основной цели – научиться делать приложения?

Я уверен, что потрать я на контесты еще год-два, я буду гарантировано решать там четыре задачи и, если повезет, попадать в первую сотню. Денег или славы мне это не принесет. Я никогда не смогу обогнать лидеров, которые занимаются решением подобных задач всю жизнь (я посмотрел, что один из победителей контестов neal_wu еще в 2008-2010 годах брал золотые медали на международных олимпиадах по информатике, закончил Гарвард и работает в научном отделе Google; у него, наверно, такой отдых перед сном – зайти и решить все 4 задачи за 20 минут, напугав малышей).

Как я написал в Case Study #1, есть у меня талант решать задачи на время. В школе, универе или на интервью его очень ценят. Но в реальной работе над реальными проектами требуются другие навыки. В первую очередь не бросать работу, когда стало скучно, а доводить ее до конца. И я не знаю, какой контест смог бы меня научить такому, если даже финансовая мотивация от написания мобильных приложений не помогает мне довести хотя бы один из моих проектов до публикуемого состояния.

Все эти задачи в итоге сведутся не к изучению программирования, а к “занимательной математике”. К задачам, которые тоже раньше задавали на интервью: “Дано 12 шаров, один из них чуть тяжелее или легче остальных (неизвестно, легче или тяжелее), определите какой за три взвешивания”. Эту задачу я тоже решил, она хорошая, но никак не помогает разобраться с анимациями в андроиде.

Во многом я пишу этот пост, чтобы подвести некий итог решению задач. У меня так бывает: написал пост о фильмах и перестал их смотреть. Каждый учится по-своему, но если вы начинаете учить языки программирования я готов порекомендовать Codewars, если хотите посоревноваться в придумывании алгоритмов на время, LeetCode – неплохая платформа для этого. Мне она дала мотивацию разобраться с рекурсией. Я определенно продолжу решать там задачи время от времени, чтобы не забыть Java. Но надеюсь, что когда-нибудь напишу здесь пост и о своем собственном приложении, а не только о том, как я решаю чужие задачи.

Комментариев нет: