2. 12 июня, четверг. Вечером в среду после прилёта в Прагу мы в ресторан не ходили. Поэтому первое наше знакомство с чешской кухней состоялось в историческом доме Hostinec U dvou slunců («У двух солнц») на Нерудовой улице недалеко от Пражского Града:
3. Названия ресторанов в Праге часто начинаются с предлога «У». Я хотел сходить в ресторан U Kozla исключительно ради названия, но отзывы мне не понравились. В ресторане «У двух солнц» на стене ожидаемо висят два солнца:
4. Мы заказали Čtvrtka pečené mladé kachny - bílé zelí s houskovým knedlíkem (600 г) (Четверть жареной молодой утки - белокочанная капуста с хлебными кнедликами) и хотели попробовать расхваленное свиное колено, но про него сказали, что оно будет готовиться час, поэтому взяли Pikantní guláš z hovězího masa - s houskovým knedlíkem (200 г) (Острый говяжий гуляш - с хлебными кнедликами). В меню в Чехии часто указывается масса сырого мяса до приготовления: с костями, но без гарнира:
Если вы скажете, что выглядит не очень аппетитно, то я добавлю, что и на вкус еда была так себе. Утка нас не поразила: курица была бы лучше. Но во всей чешской кухне это было редкое необычное блюдо, которое стоило попробовать. Гуляш не был острым, если не считать перчика-гарнира, и его было маловато. Овощей тоже не хватало. Но хуже всего оказались кнедлики (тесто, варёное в воде или на пару). Безвкусный хлеб, который не хотелось есть, хоть мы были голодны. Потом мы друг друга подкалывали, что будем в США скучать по кнедликам (на самом деле нет).
5. Запивали мы всё это дело светлым пивом Plzeňský prazdroj 12° (Пльзеньски Праздрой, ещё известный как Pilsner Urquell). 12º – это содержание сахаров; алкоголя в нём 4,4%. Пол-литра стоили 65 чешских крон (около $3), что для Чехии ещё дорого: туристический ресторан и премиальное пиво. Бутылочная вода в ресторане стоила бы столько же. Если это лучшее в мире пиво, то пивными фанатами мы никогда не станем. Сойдёт, чтобы запить еду (вода лучше), но больше 0,5 литра пива я бы за раз не выпил.
6. Весь этот обед обошёлся нам в $34.95 с чаевыми. Чаевые – больная тема в Праге: эта зараза расползается по миру. Раньше их не было, но сейчас многие рестораны в центре стали добавлять 10% в счёт или просить добавить, когда платишь картой. Вот тебе и европейский социализм, когда «официантам платят достойную зарплату, поэтому чаевые не нужны». В Испании их и не было, но думаю, что появление чаевых там – вопрос времени. Хотя бы во всех ресторанах в Праге, где мы обедали, мы могли расплатиться американской картой (и собрать 2% кешбэка без международной комиссии), не приходилось возиться с банкнотами и монетами. Обслуживание везде было быстрое, и мы могли вернуться к изучению Пражского Града:
7. 13 июня, пятница. Судить о всей чешской кухне по одному обеду в одном ресторане было неправильно. Поэтому мы специально пошли в ресторан рядом с отелем Restaurace U Matějíčků (Ресторан у Матейичку), перед входом в который сидели с пивом суровые толстые мужики, никак не похожие на туристов. Мы взяли пиво Kozel 10º по 48 крон за пол-литра. Каждый бренд пива стараются подавать в фирменной кружке:
8. В блюдах решили не повторяться и взяли Selská bašta – vepřová pečeně, uzená krkovička, klobása – se zelím a českými kndlíky (250 г) (Сельская башта – жареная свинина, копченая свиная шейка, колбаса - с капустой и чешскими кнедликами). В словарях есть вариант перевода для слова “bašta” – «(разг.) приятная еда». Но «башта» лучше передаёт наши впечатления. Кнедлики были хлебные и картофельные, но столь же безвкусно-противные. Мясо чуть поинтереснее:
9. А у меня было даже более дешёвое блюдо. Staročeské střapačky – s uzeným masem, kysaným zelím a cibulkou (400 г) (Старочешские страпачки – с копченым мясом, квашеной капустой и луком). В Википедии есть пояснение, что страпачки – это капустные галушки, блюдо словацкой кухни. 400 г – общий вес, не только мяса. На вкус напоминает жареную картошку со шкварками из детства. Слишком простовато: я такое сам могу приготовить без перелётов через полсвета. Видать, это и есть аутентичная еда, что ели в Чехии в старые времена:
10. Мы решили расщедриться на десерты: передо мной Staročeský medovník (Старочешский медовый торт), перед моим братом Domácí jablečný štrůdl – s rozinkami, vlašskými ořechy a šlehačkou (Домашний яблочный штрудель с изюмом, грецкими орехами и взбитыми сливками):
11. С десертами вышло $35.86. Нормально, но медовики из магазина Albert ничем не хуже. Большие торты мы не покупали, так как у нас в отеле не было холодильника:
12. А по отдельным кускам мы попробовали разные. Один даже “s kakaem”:
13. 14 июня, суббота. В этот день мы ездили в замок Карлштейн и обедали там же. Выбрали Restaurace a penzion Pod Dračí skálou (Ресторан и гостевой дом «Под Драконьей Скалой»):
14. Мой брат для начала заказал лимонад Malinovka и Polévka dle denní nabídky (0,33 л) (суп дня). Суп его не впечатлил. А я продолжил с Велкопоповицким Козелом, но на этот раз «чёрным»:
15. Вот сила рекламы: Козел встречает прибывающих в аэропорту. Тёмное пиво мне понравилось больше светлого: более насыщенный вкус.
16. Этот ресторан заинтересовал меня тем, что у них есть Jelení medailonky na jalovci (200 г) (Оленьи медальоны на можжевельнике). В других местах оленины не было. Медальон здесь – просто название кусков мяса:
17. В пару к ним заказали Medailonky z vepřové panenky na bylinkách (200 г) (Медальоны из свиной вырезки на травах). Их подавали с картофельными котлетами. На фото и не отличишь оленину от свинины, надеюсь, я их не перепутал. Оленина была поинтереснее, но мы и ели её реже.
18. Обошёлся этот обед в $34.84. В первые три дня, что бы мы ни заказывали, цена крутилась вокруг этой цифры. По американским меркам за еду с уткой или олениной этой очень недорого. При том, что в Карлштейне ожидаешь повышенных цен, так как туристам деваться особо некуда:

19. 15 июня, воскресенье. Поняв, что чешская кухня нас не радует, мы пошли в ресторан с подходящим для дня недели названием SUN.DAY Terrace - Georgian Kitchen. В грузинских ресторанах мы тоже никогда не бывали, а в Праге их несколько. Но пиву пока не изменили, взяли Zlatý Bažant (Золотой фазан). Мы заказывали по-английски, но потом слышали, как официант в футболке с надписями по-грузински говорил с другой посетительницей на русском. Потом пришёл ещё парень, который начал говорить с официантом по-чешски, но они быстро сообразили, что по-русски будет проще.
20. Из еды выбрали “Ostri” - gruzinska specialita z hovězího masa, koriandru, rajčat, česneku a papriky (500 г) («Остри» - грузинское фирменное блюдо из говядины, кориандра, помидоров, чеснока и паприки). Название происходит от русского слова «острый», и на вид «Остри» напоминает карри, но набор специй оказался совсем не острым и не запоминающимся. Рядом с Алёшей стоит Kubdari s telecím masem (350 г) - Кубдари с телятиной. В меню оно шло в разделе хачапури, и на вкус было очень похоже на пирог с мясным фаршем, который мы иногда готовим дома (мой брат добавляет, что у нас пирог лучше: не такой пресный и начинки больше):
21. Блюда были больше, чем в чешских ресторанах, и мы делили их пополам. Ещё хлеб принесли. Но я не хотел уходить, не попробовав Pahlava - tenké listové těsto plněné ořechy a slazené medovým sirupem (Пахлава - тонкое слоёное тесто с ореховой начинкой, подслащённое медовым сиропом). Когда мы переехали в Сиэтл в 2015 году, там в Whole Foods продавали грузинскую пахлаву, которую пекли в Канаде. Это была одна из самых вкусных выпечек, которые я ел в своей жизни. По закону подлости она скоро исчезла из продажи, и наша попытка приготовить её по рецепту из интернета провалилась. Вот и в грузинском ресторане в Праге пахлава была хорошая, но не та сиэтлско-канадская. Одним десертом мы не ограничились и взяли ещё Čurčchela - pamlsek z ořechů, které jsou namočeny ve vinném moštu zahuštěném moukou (Чурчхела - закуска из орехов, вымоченных в винном сусле, загущенном мукой):
22. Этот обед вышел самым дорогим в Праге – $57.68, и я откровенно переел. Или на меня так повлия жаркий день, в который мы много ходили на холмам. Хорошо ещё, что суп-харчо не стали заказывать.

23. 16 июня, понедельник. Мы обедали в заведении U Rudolfina, которое рекомендовали на ютубе. Из названия можно догадаться, что находится оно рядом с концертным залом Рудольфинум:

24. Наше время в Праге подходило к концу, и я был твёрдо намерен попробовать Pečené kolínko na medu, pikantní zelný salát s feferonky, hořčice (1/2 шт.; 1300 г) (Запечённая свиная рулька в мёде, острый салат из капусты с острым перцем и горчицей). Эта часть свиного окорока, прилегающая к коленному суставу, преподносится как коронное блюдо чешской кухни. Для поста я выписал названия по-чешски, но обычно нам давали меню на английском или двуязычное, где писали Pork knee или Pork knuckle, но здесь просто Roast pork:
25. Для брата взяли Svíčková na smetaně, houskový knedlík (150 г). Свичкова на сметане – мясо из задней части туши крупного рогатого скота. Ещё один завсегдатай пражских меню, где вся суть, не в вырезке, а в соусе. И вездесущие хлебные кнедлики, которые мы так и не полюбили:
26. Моё блюдо было большое, блюдо брата – маленькое, поэтому свиное колено мы под конец доедали в два рыла, запивая его пльзеньским пивом. Обычная жирная свинина, которую ещё и есть неудобно. «Свичкова» тоже ничем не удивила – в любом американском ресторане можно найти подобное жареное или вареное мясо. Теперь уже нельзя было сказать, что мы ходили не в тот ресторан или брали не те блюда. Просто чешская кухня не для нас. Ещё и официантка схитрила с чаевыми: она их уже включила в счёт под видом дополнительного блюда, я не заметил и добавил 10%, когда платил. Ругаться не стал, но любви к чешским ресторанам счёт в $42.96 не добавил. В откровенно туристический «Швейк» с низкими оценками мы и не ходили:
27. 17 июня, вторник. А в день перед отъездом в Вену мы заглянули в Indická Restaurace Kathmandu:
28. Я собирался брать баранину, но мы пришли до 3 часов, и у них было Obědové denní menu (ежедневное ланч-меню) – более дешёвое, но с ограниченным выбором блюд. Во вторник (úterý) подавали Kuřecí Tikka - ostře kořeněné kuřecí kostky (Курица Тикка - острые куриные кубики) и Vepřová Kari - vepřové kostky v kari omáčce (Свиной карри — кубики свинины в соусе карри). Вот свиное карри я никогда до этого не ел. Во всех других индийских ресторанах это харам, но в Чехии попробуй заканселить свинину:
29. От пива мы отказались в пользу австрийской минералки Römerquelle (750 мл). И добавили Obyčejná placka («обычный блин», то есть наан). Индийская еда, она и в Праге индийская еда. Конкретно эта была средненькая, но мы наелись за $21.11. Мне писали, что брать индийскую еду в Праге или Вене – это извращение, но у нас такая традиция. На тему еды ещё такая табличка, сколько съедают за день обитатели пражского зоопарка:
30. Индийский слон – до 100 кг травы, 85 кг веток и ещё по мелочи. Двурогий калао, которого ещё называют большая индийская птица-носорог – 0,5 кг фруктов, 0,1кг овощей, 0,8 кг гранул для плодоядных птиц, 50 г насекомых и 200 г мышей. И так далее. Всего 100 яиц, 82 кг яблок, 7,5 литров сверчков и 135 кг мяса, не считая 980 живых мышей. Тигр как раз кушал, когда мы были в зоопарке:
31. 30 июня, понедельник. Вечером этого дня мы вернулись в Прагу на поезде из Вены, и у нас было ещё время до темноты погулять по парку Divoká Šárka и поужинать в Restaurace Nad Šárkou:
32. Захотелось сравнить австрийские и чешские шницели, поэтому мы взяли: Smažený vepřový řízek - zeleninová obloha, citron (200 г) (Жареный свиной шницель - овощной гарнир, лимон) и Smažený kuřecí řízek (200 г) (Жареная куриная отбивная) с České bramborové rösti (Чешские картофельные рёшти; картофельные оладьи, изначально из швейцарской кухни) и с их собственным разливным пивом Šárka (Шарка):
33. Я уже не питал иллюзий, что чешская кухня особенная, поэтому поели и ладно. Ещё десерты в нас влезли: Jablečný štrůdl se šlehačkou (Яблочный штрудель со взбитыми сливками) для меня и Palačinka s nutelou a šlehačkou (Блин с Нутеллой и взбитыми сливками) для брата - на этот раз именно блин. Заплатили стандартные $35.35:
34. 1 июля, вторник. Перед самолётом у нас был ещё один день пробродить по Праге. Зашли мы и в районы, которые выглядят не по-габсбургски:
35. А по-советски:
36. Попытки подружиться с чешской кухней мне надоели, и я сказал брату: «Надо искать узбеков». Нашли Uzbegim Orientální Restaurace (Ресторан восточной кухни «Узбегим»). В нём мы уже не прикидывались и говорили с официантом по-русски. Заказали Pilav - rýže, hovězí maso, cizrna, mrkev, vejce (Плов [или всё же Пилав?] - рис, говядина, нут, морковь, яйца) и Manty - těstové taštičky s hovězím masem uvařené na páře (Манты - пельмени на пару с говядиной) с čaj – целый чайник за смешные 40 крон ($2), причём чай был именно такой, как надо: не слишком сладкий или слишком крепкий:
37. Смех-смехом, но узбекская еда оказалась не только дешевле ($21.47), но и вкуснее чешской. Морковка в плове была на вкус именно такая, как в детстве. Теперь в следующих поездках будем и узбекские рестораны искать. Башня на холме Петршин, про которую меня спрашивали, видели ли мы её. Видели в тот день, но наверх не поднимались:
38. На этом бы и закончить рассказ о том, что мы ели в Праге, но ещё без одной штуки он будет неполным, а именно без трдельника:
39. Когда мы ходили по Праге, видели, как другие туристы едят на ходу высокие трубочки с мороженым, которые продавались под английским названием Castle Cake. А оказалось, что это трдельник. Появился он в Венгрии под названием «кюртёшкалач», но в туристической части Праги им тоже везде торгуют. Трдло – название стержня, вокруг которого оборачивается тесто, и так же называлось кафе Trdlo, где мы их заказали:
40. Специально выбрали заведение, где можно было сесть. Не люблю есть стоя или на ходу. А этот трдельник обязательно бы развалился и капал. Брат взял Pistachio + Strawberries & Ice Cream (прошу прощения, что не по-чешски, это туристический корм).
41. А я Walnut + Cinnamon Apple & Ice Cream. У брата трдельник с клубникой, по его словам, был вкуснее. По крайней мере, эти штуки довольно большие, чтобы хорошенько перекусить и по-американским меркам стоят своих денег ($14.79). Но я не фанат уличной еды: купить кусочек тут, кусочек там и на ходу с кофе их в себя запихивать. Мне важно сесть в тихой, спокойной обстановке, полистать меню, сходить вымыть руки до, а часто и после еды:
***
42. Вот такая чешская еда. Надежд не оправдала и объяснила, почему рестораны чешской кухни в США почти не встречаются. Американцев жирной свининой с кнедликами не удивить. В Вене наши обеды были в среднем вкуснее, но и заметно дороже ($50–$100). Я пока не знаю, соберусь ли написать о них отдельно. Если пост о еде в Праге наберёт 100 комментариев, тогда напишу, раз тема еды всем интереснее концертов и искусства. А если не наберёт, у меня есть ещё темы для постов о той поездке.