воскресенье, 10 июля 2022 г.

Помогите выбрать научную статью для поста

Раз в год я вспоминаю, что у меня есть PhD по химии, и читаю одну недавнюю статью, а заодно пишу о ней в жж, чтобы лучше запомнилось. Пролистал вчера текущие номера ведущих химических журналов и скопировал ссылки на заинтересовавшие меня статьи. Прочитать их все у меня нет времени, поэтому прошу помощи у тех моих друзей, кто хочет почитать о химии, выбрать статью для чтения и разбора в блоге. Кандидаты следующие:

1. Биосинтез стрихнина - оказывается, учёные до сих пор не знали, как получается это вещество в растениях. Американский молекулярный биолог Сара О’Коннор (не родственница героини «Терминатора»), работающая в Германии, смогла выяснить очередные детали биосинтеза и опубликовать их в «большом» Nature. Меня всегда занимало, как эволюция создала столько ферментов для синтеза очень специализированных веществ:


2. Вторая статья тоже имеет дело со стрихнином, но в ней больше истории науки и философии. Эссе в ACS Central Science от известного историка органической химии Джеффри Симана «Кто установил структуру стрихнина?» самим своим названием показывает, что не всё так однозначно, как пишет Wikipedia (“The structure of strychnine was first determined in 1946 by Sir Robert Robinson”):


3. Интерес к этой недавней статье в JACS возник не только у меня – у неё более 6000 просмотров на сайте журнала. Португальский химик Нуну Маулиде из университета Вены предложил новый способ стереоселективного синтеза алкенов из илидов серы. Но я не представляю, как можно рассказать об этой работе людям, которые никогда не слышали о реакциях Виттига и Кори–Чайковского (не композитора). Для них этого будет 43-й способ получения того, для чего уже существует 42 метода:


4. Я был рад увидеть, что мой знакомый Алексей Сергеев, с которым мы вместе были постдоками в Беркли, продолжает публиковаться в JACS. Я отправился делать мобильные приложения, а Алексей остался заниматься химией в Ливерпуле. Статья любопытная, но если бы не личное знакомство, я бы её в этот пост не включил: химия снова слишком академическая – селективная активация орто-C–H связей в аренах без функциональных групп с помощью иридиевого комплекса:


5. Зато всем более-менее понятно, когда учёные пытаются открыть новые лекарства. От проверки концепции до таблетки в аптеке путь огромный, но мой глаз зацепился за статью Элизабет Нолан из MIT, где она пришила противораковое лекарство цисплатин к химической штуке, которая специфично связывается бактериями, и получился новый антибиотик. «Хэви-метал троянский конь», как она его назвала:


6. В прошлом году я написал в жж о статье Дэвида МакМиллана, а он взял и выиграл осенью Нобелевскую премию. Если пытаться повторить подобное предсказание, то надо рассмотреть одну из статей Омара Яги из Беркли. Например, о том, как ловить углекислый газ из воздуха с помощью «ковалентных органических каркасов». Практической пользы у такого подхода ноль, но бороться с глобальным потеплением нынче модно:


Такие вот кандидаты. Пишите в комментариях, какая статья вам наиболее интересна (моему брату никакая не интересна). А если вы знаете другую важную статью, о которой я обязан высказаться, кидайте ссылку.

Комментариев нет: