суббота, 21 декабря 2019 г.

Заплатили за рент 200k

Один из кандидатов в президенты предложил ограничить рент 30% от дохода. Но шансов победить у него нет, так что можете не мечтать, как снимете пентхаус на Манхэттане, будете платить за него треть своего дохода, а остальное вам будет компенсировать государство. Но я задумался: а какой процент от доходов платим за жилье мы? Сумма всегда была существенной, но я никогда не высчитывал до цента, можем ли мы себе ее позволить. Это магическое число в 30% от дохода “грязными” часто фигурирует при съеме жилья и взятии ипотеки. Поэтому из чистого любопытства я откопал старые налоговые декларации и лизы и стал считать.

Когда мы с братом прибыли в Питтсбург в 2007 году, мы плохо представляли, какое жилье нам нужно, поэтому сняли 2-bedroom apartment, за который приходилось отдавать примерно 33% от наших аспирантских стипендий.

Через два года у нас появилась машина и желание иметь выделенное парковочное место. Мы переехали в 1-bedroom, зато намного ближе к университету. И стали платить за него всего 23-28%. Рент медленно рос, но и росли наши доходы. Я тогда вообще не интересовался налогами. Декларации мы заполняли на основе присланных нам W-2 и 1042-S, используя программу, которую предоставлял университет. И я не пытался разобраться, почему, например, при федеральных доходах в 14k, только 7k у меня считаются доходами в Пенсильвании для пенсильванских и питтсбургских налогов, а у брата – 11k из 14k.

Наступил 2012 год. Я отправился постдочить в Беркли и снял там студию. Как показывают мои расчеты, за нее я отдал 49% моего “грязного” дохода за тот год. И это еще был минимум цен на недвижимость в Bay Area, самое дно кризиса. Уже через 3 года за те же деньги в Беркли нельзя было и комнату снять. Аспиранты выживали исключительно за счет того, что селились вместе. Как мы с братом до того и делали. Но сейчас брат продолжил снимать нашу питтсбургскую квартиру уже на свою одну зарплату, соответственно в процентном отношении расход удвоился. В общем, в 2012 году мы отдали за рент 46% “грязных” доходов (52% от “чистых”), и это был дополнительный аргумент, чтобы мне бросить науку и вернуться жить с братом.

В 2013 году мы отдали за рент 28%. С одной стороны брат стал постдоком и стал получать больше. С другой стороны я вообще ничего не получил, так как наши первые приложения не были удачными. Мы переехали в Солт-Лейк-Сити, где аренда стала чуть больше, чем в Питтсбурге, но это было новое жилье, со стиралкой и сушилкой, парковка и интернет были включены в ренту.

В 2014-2015 годах наши расходы на рент достигли минимума – 11-14%. Брат в дешевой Юте получал постдоком значительно больше, чем я получал постдоком в дорогой Калифорнии. Приложения начали приносить нормальные деньги. Но потому брат и ушел из постдоков летом 2015 года. Если бы он продолжал работать, то рента составила бы не более 10% от наших доходов.

И вот тут нас потянуло переезжать, изучать другие города. Мы перебрались в Сиэтл, где рент оказался в два раза больше, чем в СЛС. Доходы от приложений росли медленно. Других доходов у нас не было. Поэтому за рент мы стали отдавать 24-25%. И только в 2018 году, когда эппы стали приносить существенно больше, мы снова вернулись к 12% от “грязных” доходов на рент. 2019 год еще не закончился, поэтому я не стал считать, но будет примерно столько же.

В процессе составления этой таблички я узнал еще одно число, которое никогда ранее не пытался посчитать. За все годы аспирантуры нам с братом Университет Питтсбурга выплатил порядка 230k. А постдоками мы заработали 180k. Конечно, это не столько чистые стипендии, сколько зарплата за работу преподавателями и исследователями. Я сомневаюсь, что в России кто-нибудь вложил бы $410k в наше научное образование. И это я считаю только те деньги, которые пришли нам на счет, без учета graduate tuition, медицинской страховки, бесплатного проезда на общественном транспорте. А еще считается, что в США аспирантам платят сильно ниже рынка (что правда), что же тогда ожидать от российской науки.

За годы аспирантуры и постдочества мы заплатили всего 48k налогов из этой суммы, то есть около 12%. С самостоятельным бизнесом ситуация совсем другая: и социальные налоги надо все самому платить, и медицинскую страховку самому покупать, да и сам налог прогрессивный. Отсюда рост моих консервативных настроений. Спасибо еще, что Трамп с респами понизили налоги для мелких бизнесменов, и за 2018 год мы заработали больше, чем за 2017-й, а заплатили всего 26% налогов вместо 32%.

За 2013-2018 годы мы заплатили 153k налогов с доходов от мобильных приложений. Все еще меньше вернули государству, чем получили в аспирантуре и на постдоке. Итого за 11,5 лет налогов заплачено 200k. И за рент заплачено 200k. (Как некоторые любят сказать: можно было бы дом купить, а не платить “деду лысому”. Но за 200k ни в Беркли, ни в Сиэтле дом не купить. В СЛС проблематично. В Питтсбурге можно, но я в таком районе жить не захочу). А получено было 950k. 950 - 200 - 200 = 550k.

– Где 300k, я знаю, – сказал мой брат, когда я познакомил его с моими расчетами. – А где еще 250k?
– Проели, – ответил я, вздохнув.

Ну, потратили на продукты и рестораны в том числе. Однако машина, компьютеры, палатки – все это было куплено на эти 250k. (Мы в США приехали с 10k). Все походы в оперу, поездки по национальным паркам входят в эту сумму. Если прикинуть, что это на двоих и за 11,5 лет, то весьма скромно мы жили. Но вот хорошая квартира в удобном месте – это всегда было святое. На ренте мы никогда не экономили.

Комментариев нет: