суббота, 2 ноября 2019 г.

Овсяное молоко как достижение химической промышленности

Несколько месяцев назад среди купонов магазина QFC мне попался купон на пачку бесплатного Oat Milk (овсяного молока). Я когда-то пробовал almond milk (миндальное молоко), и оно мне не понравилось – слишком сладкое, но на халяву можно было и овсяное молоко попробовать.


И оно вполне пошло с овсяными же хлопьями на завтрак. Вкус от коровьего молока отличается, но приятный, не переслащенный. На вид сероватое, но это не страшно (брат сказал мне, что вымыл бы чашку от налета прежде, чем фотографировать, но я против инстаграммовского приукрашивания действительности):


И когда через некоторое время мы увидели в магазине, что это овсяное молоко участвует в акции “Купи 5, сэкономь $5” и обойдется в $1.99 за 52 fluid ounces (1.54 литра) вместо $3.99, то решили, а почему бы не купить еще парочку? На фото оно уже почти разобрано, то, что extra creamy, в акции не участвует, а по бокам уже другие бренды овсяного молока:


В прошлом году мой брат решил, что ему больше не следует пить коровье молоко и отказался от йогуртов, а хлопья стал есть с апельсиновым соком. Не из каких-то идейных соображений, а потому что заметил, что лучше себя чувствует в таком случае:


Апельсиновый сок стоит $2.5-$3 за полгаллона в то время как коровье молоко тут регулярно можно купить за $1.99 за галлон (3.78 л), то есть более, чем в два раза дешевле. Тут я сфоткал, как оно продавалось в Safeway две недели назад по $0.89 за полгаллона:


Поэтому я продолжил покупать для себя галлон коровьего молока, потому что оно мне и вкуснее апельсинового сока, и дешевле. Правда, выпить целый галлон за две недели одному, если употреблять его только с хлопьями на завтрак, проблематично. Но мы регулярно используем молоко для приготовления блинов, от которых брат не отказался.

Молоко осталось вообще одной из двух жидкостей, которые я пью. Возможно, лет через десять я достигну просветления, начну есть хлопья с водой из-под крана, которая станет моим единственным напитком. И я смогу ходить и проповедовать, что пейте воду: полезно для кошелька, полезно для желудка, полезно для планеты. Но пока я не просветлился, коровье молоко оставалось моим напитком номер 2, и тут появилось овсяное молоко.

Все в нем хорошо, кроме цены. Если оно такое крутое, как пишет Википедия, что и калорий как в коровьем молоке, а воды и земли на его производство уходит в разы меньше, почему же оно стоит в разы дороже? Без скидок – $4 за полгаллона, то есть в 2-4 раза дороже коровьего. Это маркетинговая разводка как со словом organic? Или есть фундаментальные причины, почему я не могу покупать галлон овсяного молока за $0.50?

Пошел читать об этом молоке в Википедии. Узнал, что создал его в 1990-е годы шведский ученый Rickard Oste. Овес размельчают, подкисляют, ферментируют, нагревают, фильтруют, получается овсяное молоко. Правда, в Европе его и другие растительные суспензии запрещено называть словом “молоко”. Milk, yogurt, butter – это то, что вышло из животного. Исключение сделали для кокосового молока и арахисового масла. В США коровьи фермеры лоббировали подобный запрет, но пока его не приняли, и вполне можно видеть йогурты из того же овсяного молока (там написано yogurt alternative, но не суть):


Но стал я изучать пачку Oat Milk и заметил целый зоопарк того, чего в нем нет:


Нет Dairy (молока животного происхождения) – проиллюстрирован этот факт советской молочной бутылкой (или в США такие же стеклянные были? не застал). Нет арахиса, тут нарисован арахис, логично. Нет глютена – нарисован колосок, да, пшеничного молока я тут не видел. Нет сои, нарисован стручок в разрезе. Нет лактозы – изображен стакан. Формула, видать, не влезла. Нет лесных орехов – в частности грецких. Нет искусственных ароматизаторов – вот тут начинается разгул хемофобии. В колбе что-то бурлит, наверно, это запахи летят в виде пузырьков по замыслу дизайнера. Нет искусственных красителей – пипетка капает лакмус. И вот оно – нет искусственных консервантов.

Если честно, меня именно эта формула заинтересовала в первую очередь. Не было бы ее, не было бы этого поста. А так я даже пошел искать, правильную ли формулу они нарисовали. Я знал, что BHT – бутилированный гидрокситолуол – распространенный консервант, но оказалось, что трет-бутилгидрохинон используется для тех же целей. И формулу они, к моему удивлению, нарисовали правильную.

Он, конечно, безопасный, что признали и американские, и европейские регуляторы. Как говорил руководитель химического кружка, куда я ходил в школе: “Если ложкой не есть, то безопасный”. В продуктах питания эти консерванты приходится есть, но их там так мало, что даже на чайную ложку не наскрести. А в этом овсяном молоке консервантов вообще нет. И они пишут: “Употребить в течение 7 дней после того, как открыл”.


Весь этот хемофобный маркетинг, что, мол, с формулами еда вредная, а без формул полезная, меня, конечно, смешит. Это они не нарисовали формулу витамина B12, который в составе их молока есть – сами добавили вместе с dipotassium phosphate, riboflavin и прочей “химией”. А ведь в витамине B12 есть вещи пострашнее гидроксила и трет-бутила: кобальт и цианид.

Вот если бы они не боялись добавить консервантов, продавали овсяное молоко галлонами дешевле коровьего, то стал бы я на завтрак веганом. Химической промышленности есть, над чем поработать.

Комментариев нет: