воскресенье, 3 июля 2011 г.

NOS2011: Южный кампус Принстона

Организованная экскурсия водила нас по северной части кампуса, где большинство зданий возведено до 1950 года. Южный кампус Принстона сравнительно юн. Здесь я жил в Butler College, посещал постерные секции в Frick Hall’e и остался недоволен банкетом в Jadwin Gym’е.

Там вообще сосредоточена вся спортивная жизнь Принстона: теннисные корты, бейсольные поля, бассейн и, конечно же, относительно новый (1998 года) футбольный стадион на 28 000 мест.

Там даже летом кто-то занимался спортом.

А я в один из дней просто прошелся по рядам и окинул поле взглядом.

Принстонские команды называются «Тиграми», потому что официальные университетские цвета с давних пор были оранжевый и черный, и когда в 19 веке софтбольная команда вышла на поле в черно-оранжевой полосатой форме, никто особо не спорил, насчет выбора талисмана.

Сейчас Принстон играет, как ему и положено, в Лиге Плюща (Ivy League), потому главные противники – Гарвард и Йель, а не какой-нибудь Ратгерс.

Рядом со стадионом расположено самое высокое здание на кампусе – тринадцатиэтажный Fine Hall, где заседает знаменитый математический факультет Принстоновского университета.

Здание было построено, наверно, в 1970-е годы, но, как и в случае Frick Hall’а, название более древнее и переезжает вместе с факультетом. Означает оно не то, что холл хороший, а то, что был тут сто лет назад такой профессор математики и декан Генри Файн, который много полезного сделал для превращения Принстона в центр мировой науки.

И в среду после банкета Шенченг предложил мне, раз я уже не знал, куда бы сходить, зайти в Fine Hall и посмотреть на кабинет Джона Нэша, нобелевского лауреата по экономике 1994 года, персонажа оскароносного фильма «Игры разума», первооткрывателя равновесия по Нэшу (как-никак брат у меня в студенческие годы занимался теорией игр). Я даже однажды видел Нэша мельком на конференции в Northwestern University в Чикаго в 2008 году (долго рассказывать, зачем нас с братом туда занесло, а в ЖЖ я тогда не писал). В общем, во всех отношениях легендарный дед, который до сих пор числится профессором и на кампус приходит. Пользуясь указателем на первом этаже,

я без труда отыскал кабинет Нэша 910 на девятом этаже, но, разумеется, тот был закрыт и вообще ничем не примечателен.

Обыкновенная сплошная коричневая дверь. Даже таблички с именем нет.

В полседьмого вечера в здании математического факультета было пусто (какой контраст с химиками), только на одном из этажей кто-то где-то разговаривал. Внутренности здания поразили меня своей невзрачностью. В России университетские здания и то бывают повеселее. Помимо кабинета Нэша я еще остановился у кабинета Андрея Окунькова, который в 2006 годом, в отличие от Перельмана, свою Филдсовскую медаль принял, отчего на родине об Окунькове почти никто ничего не слышал. Работает у себя в Принстоне над какой-то математикой, да и ладно.

А на третьем этаже есть кабинет Джона Конвея, автора игры «Жизнь» и тоже известного математика. Вот рядом с его кабинетом в коридоре выставлены какие-то геометрические тела. Хоть какой-то намек, что здесь храм науки, а не бухгалтерия.

Кстати, фильм “A Beautiful Mind” я пересмотрел, вернувшись в Питтсбург. Теперь я смог без труда определить месторасположение всех сцен, снимавшихся в Принстоне. Благо они выбрали самые знаменитые достопримечательности. В кадр попадают даже та самая легендарная пушка, которую грозятся украсть ратгерсовцы, и Oval with Points.

Рядом с математическим факультетом построена новая библиотека – Lewis Library.

И вообще эти места активно застраиваются. Вот и химфаку новое здание возвели тут. Заодно через Washington road перекинули пешеходный мост.

За время конференции я пересекал его неоднократно, так что перекинут он был очень кстати.

А еще я каждый раз проходил мимо здания Института геномики,

и меня страшно заинтересовала темная полая конструкция внутри.

Чем-то она походила на панцирь ископаемого существа, внутри которого помещается несколько студентов с ноутбуками.

Чуть в стороне строится здание для будущего Института мозга (Neuroscience).

Так что Принстон растет и развивается, несмотря на двухсотлетний вой скептиков, которые каждый год предсказывают, что уж в этом году доллар точно обвалится, а за гиперинфляцией последуют распад страны и, возможно, конец света.

Я тоже верю, что доллар когда-нибудь загнется, и США загнется, но если это случится через 500 лет, то Принстон может спокойно обрастать новыми зданиями и строить планы на будущее. Места пока хватает: большую часть южного кампуса, вплоть до Carnegie Lake занимает лес.

Комментариев нет: