понедельник, 16 мая 2011 г.

Pittsburgh Marathon

Дождливые выходные – не самое лучшее время для фотопрогулок. Я совсем было собирался просидеть дома, готовя постер, но из местных новостей узнал, что в воскресенье утром состоится ежегодный Питтсбургский марафон.

И я решил поставить собственный рекорд – встать в 7.20 утра и пойти посмотреть, как люди бегут. А в результате не только посмотрел, но и сам прошел в общей сложности 13 миль, следуя за марафонцами до самого финиша.

Марафонская трасса (по американским меркам – 26 миль), начиналась в Даунтауне, уходила на North Side, потом на South Side, потом вновь по мосту в Окланд и далее петляла по самым разным районам, пока не возвращалась в Дауттаун и на North Side – на бейсбольный стадион PNC Park, где был расположен финиш. Бегуны стартовали в 7 утра, а ходоки (можно было заявиться и в таком качестве) вообще в 6. Для завершения им отводилось семь часов – после все перекрытые дороги открывали для машин.

На карте марафонская дистанция зеленая–желтая–красная. Мой путь отмечен синим.

Ближе всего к моему дому располагалась отметка «20 км» рядом с Carnegie Library и чуть поодаль на Forbes Avenue развевался вымпел «12 миль».

Я прикинул, что самые резвые участники доберутся туда часам к восьми (хотя 20 км за час – это действительно серьезная скорость). Нехотя проснувшись в 7.20 (лег в половину третьего), позавтракав, я вышел на улицу и тут же захотел вернуться в дом. Моросил мелкий-мелкий дождик, было сыро, сумеречно, прохладно и безлюдно. Но во мне возобладало иное желание: раз уж оделся и вышел, то хотя бы пройдись, посмотри, как там все перекрыто, дождись первых бегунов и иди досматривать сны.

Fifth Avenue была перекрыта, начиная от Craig Street, откуда со стороны Forbes Avenue завернут участники соревнований.

Полицейский в светоотражающем лимонном плаще мерз и мок возле своей машины, перегородившей боковую улицу.

Это уже другой полицейская на Forbes.

Мимо знакомых зданий

Heinz Chapell снова.

я вышел на Schenley Plaza и пробрел вдоль Forbes Avenue. Дождь был досадный, но не сильный, и даже не мешал мне фотографировать. Да и температура была в районе 60 °F (15 °C).

Я приближался к надземному переходу “University of Pittsburgh: Founded in 1787”, когда на дороге наконец началось движение. Проехали двое велосипедистов, за ними двое мотоциклистов и Toyota SUV с надписью Dick’s Sporting Goods Pittsburgh Marathon (спортмагазин со смешным названием Dick’s – главный спонсор марафона). А потом смотрю – бегут.

Было почти ровно восемь утра. Сплоченная группа из семи чернокожих атлетов бодро работала ногами.

Я сразу заметил, что вид у них какой-то неамериканский. Черные американцы не настолько худые. А бегуны выглядели точь-в-точь как кенийские стайеры, коими в итоге и оказались. «Ясно, кто победит», – подумал я. «Кенийцы ездят по разным городам и странам и выигрывают все призы на марафонах». Но я поторопился с выводами. Где-то полминуты спустя, показалась черно-белая пара бегунов.

В тот момент никто, разумеется, не знал, что победителем марафона и соответственно обладателем гибридной «Тойоты» окажется белый американец из этой пары Jeffrey Eggleston из Аризоны. Вот он мчится мимо меня с номером 5 на груди с такой скоростью, что фотоаппарат на нем не сфокусировался. Его время – 2:16:40 – весьма солидно. Но он, конечно же, бегун-профессионал, в олимпийской сборной и так далее. Вторым с отставанием в 28 секунд будет один из кенийцев, бежавший в той первой группе под номером 83. А у женщин марафон выиграет эфиопка. В целом же по моим оценкам расовый состав участников на 99% White.

По мере того как время шло, а я шел дальше во Forbes Avenue навстречу спортсменам, росло число пробегавших мимо меня марафонцев, в том числе появились женщины-бегуньи. Но все это были профессионалы и зубры, двигающиеся в парах или в полном одиночестве. Толпы любителей повалят еще нескоро.

Под навесами магазинчиков и ресторанчиков разместились немногочисленные на тот момент зрители. Но чем дальше я продвигался, тем оживленнее становилось на улице, тем громче раздавались крики поддержки, треск трещеток и звон колокольчиков. В конце концов, всего заявлялось 18 000 участников. Большинство из которых, правда, выбрало полумарафон, который до Окланда не добирался. Но все равно тысяч пять замахнулось, бегом или пешком, на настоящий марафон. И у этих тысяч были друзья и родственники, пришедшие с разнообразными плакатами поддержать своих бегунов.

Как вариант, можно было еще бежать эстафету командой из пяти человек (под спонсорством Fedex'a). Но это, конечно, не так весело и достойно, как собственноножно отмахать 42 км.

На ключевых перекрестках под синими навесами расположились местные любительские рок-группы, которые своими веселыми и громкими мотивами призваны были вселять в марафонцев и зрителей заряд бодрости.

Я даже удивился, насколько много таких групп принимало участие. Штук пятнадцать я сам видел и слышал, пройдя от силы треть всей дистанции.

А еще дальше начинались aid and fluid stations.

Там подуставших бегунов на ходу подкармливали бананами

Цена на бензин $3.89 – липовая. Это если у них же помыть машину. На самом же деле $4.09.

и апельсинами,

поили водой и Gatoraid’ом (такой специальный напиток, восстанавливающий баланс электролитов в организме). К этому времени уже пошли целые толпы вымотавшихся участников, которые с жадностью тянулись к волонтерам за водой, любезно предоставленной Pennsylvania American Water.

Особенно радовалась одна девочка, стоявшая первой на раздаче воды.

Она громко выкрикивала, сколько участников ей было остаканено. Когда я шел туда – было в районе 60, назад – уже перевалило за две сотни. Может, у них между школами что-то вроде социалистического соревнования?

Все эти скомканные бумажные стаканчики, апельсиновые корки и банановые обгрызки летели на асфальт, откуда их время от времени отгребали волонтеры с граблями.

Иным участникам больше чем на финиш, хотелось посетить кабинки Mr. John’а. Причем иногда приходилось попрыгать снаружи в ожидании своей очереди.

Помимо моей «мыльницы» забег документировала и более серьезная техника.

С этим фотографом мы пересекались неоднократно. Он то забегал вперед, то отходил назад, то выбегал на середину улицы, чтобы подловить смешной кадр. А я медленно, но верно пробирался до пересечения с Boulevard of Allies (проходит сверху по мосту), где тротуар заканчивался и начинался спуск к реке. Соответственно для участников это был подъем, и транспаранты по бокам призывали «Убить тот холм».

В этом месте марафонцы уже наносили That Hill’у последние удары пятками, но сами выглядели уставшими.

В иной толпе бежал предводитель с табличкой. На сем штандарте было написано, например, “Pace 3:40”, что означало, что этот бегун двигается в темпе, в котором марафон преодолевается за 3 часа 40 минут.

Такой ясный ориентир для остальных. Первой была табличка, кажется, “3:10” (разумеется, никто не побежит с цифрами “2:20” в руках), последней, что я видел – “4:20”.

Так как результаты можно узнать на сайте, просто вбив номер участника, то я ознакомился с последующей судьбой бегунов, оказавшихся на снятых мной кадрах. Набрал немало занимательной статистики. Например, бегун со штандартом “Pace 4:00” пришел на финиш за ровно 3:59:46. В целом все люди сохраняли темп, взятый на старте. Кто был впереди пришел раньше, кто позади – позже, кто-то совсем сдох. Но были и исключения. Например, бегунья на следующем снимке, движется по времени 3:35, но в итоге финиширует 11-ой среди женщин с результатом 2:47:05.

Первую половину марафона она преодолеет за 1 час 47 минут, а вторую – за 1 час. Очень удивительная расстановка сил.

И вообще тот сайт + фото дает немало информации сомнительной с точки зрения сбережения privacy. Так я могу найти не только имена, но и возраст, и город проживания участников. Если на фото бегут рядом два человека с номерами, различающимися на единицу, ему – 51 год, ей – 23 года. Фамилии и города совпадают. Финишировали тоже одновременно за 4:01. Какова вероятность, что это отец и дочь?

А люди все бежали и бежали, и не было видно им конца и края.

Я медленно двинулся назад, но хотел дождаться, когда побегут фрики. Должны же быть участники в костюме Санта Клауса или на худой конец в рогатом шлеме.

С другой стороны, за 42 км вам станет не до шуточек.

Фрики тем не менее побежали: фиолетовые, раскрашенные под бэтмановского Джокера и иные, но вот батарейка у моего фотоаппарата к тому времени села. Досадно было, что я столько кадров потратил вначале в сумерках на всякую ерунду, а когда стало интересно, оказался фотобезоружен. К тому же я не заряжал аккумулятор после прошлой прогулки – думал, что сщелкаю пару бегунов, а больше снимать будет нечего.

Последнее фото я сделал с пешеходного моста, откуда открывалась вся панорама Forbes Avenue.

Мне уже не хотелось спать, дождь прекратился, и я продолжил идти за марафоном заместо воскресной прогулки.

Свернул на Craig, потом на Fifth, потом на Aiken, потом на Walnut. Тут бы мне возвращаться, но я рассудил, что скучно идти тем же путем, и пока марафонцы бегут по бедным и криминальным районам Homewood, Point Breeze и East Liberty, делают петлю в Highland Park, я могу срезать по Highland Avenue и вновь встретить передовые группы. Мне действительно удалось это сделать (см. карту в начале поста). А выйдя к 21-ой мили, я прикинул, что до финиша осталось 5 миль – полтора часа нормальным шагом. «Гулять так гулять», – постановил я.

В какой-то момент фотоаппарат ожил, я сделал еще три снимка, после чего тот отключился уже окончательно.

Очень жаль, так как впереди ждало еще немало красивого и интересного. Особенно когда марафонцы бежали в Даунтауне на фоне небоскребов и через мосты. Так что все эти картины останутся не в блоге, а лишь у меня в голове. Как встречали бегунов со своих крылец и из-за стекла Apple Store жители богатого Shadyside, как все же вышли покричать слова поддержки черные обитатели East Liberty, как приветствовал марафон польско-итальянский Bloomsfield, а ресторан Church Brewers предлагал вместо воды освежиться бесплатным пивом, как играли волынщики рядом с Irish pub’ом в Strict District'e, как все больше и больше становилось зрителей на подходе к мосту и стадиону.

В какой-то момент, я тоже стал громко хлопать в ладоши, подгоняя тех, кто переходил с бега на шаг. И так мне хлопать понравилось, что идя последние мили две по весьма безлюдным складским улицам, где и тротуара-то нет и поддержать марафонцев некому, я почти не переставая хлопал, гоня бегунов вперед. До самого-самого финиша я не протиснулся, так как там скапливались толпы финиширующих и встречающих. Было около 11.15, то есть финишировали люди с временем 4:15. Из знакомых я заметил профессора Койде. Финишировал он согласно сайту на 1585-ом месте с результатом 4:06:00. Неплохо для сорокапятилетнего профессора органической химии. Не зря я зову его самураем.

Народ все бежал, а мне уже захотелось домой. Поначалу я испугался, что из-за перекрытых дорог автобусы из Даунтауна не ходят. Идти весь путь назад мне никак не хотелось. Рассказывали же в новостях про церковь, в которой воскресную службу перенесли субботу, так как церковь стояла на самом пути марафона и к ней в воскресенье с утра было бы не подъехать. К счастью, автобусы ходили, только разворачивались раньше, чем обычно: не по Liberty, а по Grant Street. Когда я туда добрался, то сразу сел в 71C, который довозит чуть ли не до самого дома.

Усталость от прогулки накопилась, так что дома я отдыхал. Доделал постер, обменялся с братом фотографиями по Skype (он мне Париж, я ему марафонцев), сварил себе на следующую неделю кастрюлю супа, почитал ЖЖ и уже в час ночи пошел спать.

Марафон оказался веселее, чем я предполагал.

Жалко, что фотоаппарат так быстро разрядился. А в следующем мае я уже не в Питтсбурге. Может самому когда-нибудь поучаствовать? За семь часов я 26 миль, конечно, пройду, а вот пробегу ли за четыре? Сейчас, без подготовки, разумеется, нет. Самые длинные дистанции, которые я бегал в жизни были два раза по 10 км на физ-ре в универе. Бежал я в районе 50 минут и после финиша вряд ли пробежал бы еще 10, не говоря уже о 32 км.

Комментариев нет: