суббота, 17 января 2015 г.

Наши приложения скачали больше 1 миллиона раз

Такова сухая статистика на сегодня: iOS (Apple) приложения скачали 680 тысяч раз и Android (Google Play) приложения - 351 тысячу раз. Может, и закралась в эти подсчеты ошибка, но думаю, что первый миллион точно есть.

А ведь прошел только 1 год и 7 месяцев, как я выложил в магазин первое приложение Монстр! Какого он цвета? (iOS). В Google Play мой стаж и того меньше: 4,5 месяца с запуска эппа Известные оперы и композиторы (iOS, Android).

Для многих разработчиков 1 миллион кажется недостижимой цифрой, а приложение с миллионом пользователей - мегахитом, за которым должны выстраиваться в очередь инвесторы. Ну, так это кажется по неопытности.

Приложений у меня не одно, а много: 48 на iOS и 38 на Android. Больше всего (120k) скачали Флаги всех стран мира (54k на iOS и 66k на Android). А, например, Домены верхнего уровня (iOS, Android) - всего 760 раз. То есть мегахита у меня нет. Есть диверсифицированное портфолио, в котором все работают на общий результат и вносят, кто лепту, кто лепточку, кто лептищу.

Поэтому я не могу сказать, что у меня миллион пользователей. Мои фанаты вполне могли скачать и по 10, и по 50 моих приложений. Я сам для тестирования скачал их все. В то же время, “скачал” не значит “открыл”, и уж тем более не значит “прошел все до конца”. Вопрос о том, сколько разных людей сыграло в мои приложения хотя бы минуту, остается открытым. Но если их “всего” 100 тысяч, это уже неплохой тираж.

Приложение приложению рознь. Серьезные компании (“киты”, как я называл их в недавнем посте) мерят успех такой величиной как ARPU (average revenue per user - средний доход с пользователя). Она должна быть больше, чем CPI (cost per install - стоимость установки), то есть маркетинговых затрат на привлечение этого самого пользователя. Так как привлечение одного пользователя через рекламные сети сейчас составляет более $2, то и ARPU должен быть не меньше. Потому и ценятся юзеры из богатых стран. А у меня в Google Play на 16k закачек из США - 39k из России. На iOS цифры ближе: 120k США, 152k Россия.

И какой же у меня глобальный ARPU? Около 3 центов! Но у меня и CPI нулевой. Не трачусь я ни на рекламу, ни на платные статьи. На жаргоне разработчиков мои установки называются “органическими” - произошедшими сами по себе. Мне как химику это слово нравится.

Откуда же они берутся? Не могу количественно проанализировать источники трафика, но напишу приблизительные проценты, исходя из интуиции и накопленного опыта.

Предположу, что 80% пользователей нашли мои приложения через поиск в магазине. И здесь мне есть, чем гордиться. Выбор названия, ключевых слов, составление описания, иконки, скриншоты, перевод приложений на десяток языков - все это моя заслуга. Все то, что называется ASO - app store optimization по аналогии с SEO (search engine optimization), когда люди разными хитрыми приемами повышают положение сайтов в результатах поиска Google по конкретным словам. Вот у меня то же самое, но только с приложениями в магазинах. Среди “индюков” могут не утихать споры, есть ли от ASO толк, но для меня это не вопрос - это железо-бетонный факт. Я потратил год жизни и аналитический ум ученого на выписывание табличек слов и цифр, но теперь по запросу “flags” в американском Google Play Store мое приложение стоит на третьем месте в окружении приложений-ветеранов, имеющих более 5 млн закачек.

Еще 5% скачали благодаря cross-promotion - рекламе в одних моих приложениях других моих приложений. Форматы этой рекламы несколько менялись, и в итоге мы пришли к размещению в главном меню еще одной кнопки “Другие приложения”, которое открывает окно со ссылками на 6 самых подходящих приложений. То есть в географии будет рекламироваться география, а в химических приложениях - другая химия. Сюда же я отнесу пользователей, которые нашли мои другие приложения через поля в магазине “Еще приложения от этого разработчика”.

На этом способы получить бесплатные закачки из магазинов не исчерпываются. Где-то 4% отнесу на счет тех, кто нашли мои приложения в топе магазинов - текущем рейтинге самых популярных приложений. Я туда редко попадал, но, например, в начале октября Кантоны Швейцарии (iOS, Android) были несколько дней №1 приложением в категории Trivia (Games) (Викторины) в швейцарском Google Play Store и даже поднялись до 11-го места среди всех игр и 43-го места среди всех приложений. Тогда их скачивали до 800 раз в день, и мне кажется, что такая локальная популярность подтолкнула вверх и остальные мои географические приложения, на которые были ссылки внутри “Кантонов”.

В Apple в больших странах я так высоко не поднимался, но у них каждая новая игра попадает на пару дней в общий список всех новых в своей категории. Люди реально смотрят этот список, и в первые дни после запуска закачки максимальны, а затем стремительно падают вниз. Но пусть это будет еще 5% “органики”. И потому очень важно выбрать правильную категорию: наши эппы классифицируются как игры, а не как образовательные приложения, у которых нет такого полезного раздела “новые”. Важно выбрать день публикации. У меня лучше всего получалось запускаться в пятницу. И помнить, что последующие обновления уже не получат такого фичерения и 7-дневного подъема в поиске по ключевым словам, который тоже достается только абсолютно новым приложениям. По этой причине некоторые разработчики предпочитают вместо обновления снять старую версию из магазина и запуститься заново. А кто-то, как мы, выпускает новое приложение вместо или вместе с обновлением: были Греческие буквы и алфавит (iOS), вот вам еще Греческие буквы 2 (iOS, Android) (хотя, конечно, за это время в греческом алфавите никаких новых букв не появилось, но доход-то в итоге удвоился).

Около 5% загрузок произошло благодаря очень простой стратегии “сделай платное приложение бесплатным”. Apple позволяет менять цену на приложения в любой момент. Можно выпустить приложение бесплатным, собрать первоначальный урожай, а когда оно упадет до стабильно низкого уровня ежедневных закачек, сделать его временно платным. Скачиваний станет очень мало. У меня на iOS платных закачек по минимально возможной цене в $0.99 всего 4870 - меньше 1% (но я никогда не делал платными мои самые популярные географические приложения). А затем объявить “распродажу”: скинуть цену до нуля. Существует масса сайтов, которые отслеживают такие падения в цене и дают ссылки на подешевевшие эппы. Любители халявы набегают побыстрее их схватить, пока они вновь не поднялись в цене. Работает этот прием не всегда, но если повторять его много раз (я делаю все свои платные эппы бесплатными каждое воскресенье), то иногда получается набрать 1000 скачиваний в день для приложения, которое, держи я его все время бесплатным, не набирало бы и 50 ежедневных закачек.

И только 1%, по моей оценке, приложений было найдено и скачено через мой сайт asmolgam.com, через мои ссылки в социальных сетях, включая этот блог, через ссылки в моих письмах друзьям и прочие личные знакомства. Был у меня и бесплатный обзор на сайте Pulse of Apps. На мой сайт ссылались в кое-каких группах в vkontakte, и баннер на сайте питерской олимпиады по химии ведет на страницу моих химических приложений. Но только на этом миллиона скачиваний я бы не накопил.

Зачем же я тогда пишу в блог обо всех этих приложениях? Может, лучше писать о Солт-Лейк-Сити или недавно заинтересовавших меня инвестициях в акции? Ну, изначально я ожидал большего интереса от моих читателей к мобильным приложениям. В идеале я хотел вдохновить людей самим заняться разработкой, как мне удалось вдохновить их подаваться на грин-карту без адвоката. Показать, что заработать на мобильных приложениях - это не так уж сложно. Пока мне этого не удалось, но спасибо, что хотя бы прочитали. Если надумаете, пишите - рад буду поделиться опытом.

Комментариев нет: