Погода в нашем регионе уже вторую неделю стояла необычайно теплая. Настолько же аномально теплая, насколько середина октября была холодной. Как долго продлится это чудо природы, я не ведаю, но, наверняка, конец не за горами, а на следующей неделе. Потому грех было не воспользоваться субботой 14 ноября для лесной прогулки, постоянно откладываемой то из-за дождей, то из-за учебы, то из-за концертов.
Листья тем временем уже осыпались, и парки не встречали посетителей таким веселым желто-красным одеянием как три недели назад. После недолгих раздумий мы решили съездить в соседний штат Огайо в Cuyahoga Valley National Park (Национальный парк в долине реки Кайахога). Национальные парки в восточных штатах – большая редкость, чем в западных. Вот нам и хотелось еще с летней поездки через США посмотреть, что же это за природный уникум расположился прямо под нашим боком, что ему присвоили столь высокое звание. Из кратких обзоров в Интернете и даже официального сайта понять это было затруднительно.
Чтобы увидеть парк своими глазами и прошагать его тропы своими ногами, мы для начала встали в 7.15 утра. Любые путешествия в ноябрьскую и последующую пору сильно ограничиваются длиной светового дня, какая бы жаркая погода ни стояла на дворе. На нашей широте рассветает в семь, а садится солнце уже в пять. К этому времени надо быть в машине, так как найти дорогу в лесу в темноте решительно невозможно. А до парка еще ехать надо два часа.
Отчасти чтобы сэкономить утренние минуты, мы решили не заезжать в магазин. С собой приготовили по паре бутербродов с ветчиной и наполнили водопроводной водой три бутылки по 0.7 л. В прошлый раз с собой в Вашингтон мы покупали по сути именно бутылки, так как нормальная вода (чистая и вкусная) течет забесплатно из-под любого крана. А вот заправиться было крайне желательно, и чтобы не петлять в незнакомых огайовских городках, мы поехали вначале в GetGo на Баум-бульваре. Заправка оказалась закрыта на переоборудование, и нам пришлось завернуть на Sunoco на углу Байард и Крэйг, которая успела открыться после ремонта и отпускала простой бензин по $2.69 за галлон.
Дорога до парка нам была почти полностью знакома по августовскому путешествию. Тогда мы тоже выехали по I-79 N, свернули на бесплатный участок Pennsylvania Turnpike (I-76 W) и проехали по Ohio Turnpike (I-76/I-80 W). Но тогда нам надо было пересечь почти весь север штата до Толидо, а сегодня мы вышли через 60 миль по огайской земле. Cuyahoga Valley NP расположен между Кливлендом и Акроном. Паркообразующим стержнем является сама река Кайахога. Именно из-за ее неимоверной загаженности, приводившей к неоднократным пожарам плывующего мусора и нефтяной пленки, в конце 1960-х годов общественное мнение было привлечено к этому региону. В конце концов, это привело не только к появлению парка (статус NP с 2000 года), но и многим другим инициативам в области охраны окружающей среды.
В парке много троп: для людей, для лошадей и для велосипедистов. Среди тех, что для людей согласно сайту парка только две хвастались уровнем сложности difficult (тяжелый). Вот с них и имело смысл начать наше знакомство с Cuyahoga.
Обычно самые тяжелые тропы оказываются самыми интересными, а все простые тропы представляют собой короткие гладкие огрызки для развлечения маленьких детей и дряхлых пенсионеров. Выбранные две тропы были последовательными участками длиннющего Buckeye Trial (дословно «Каштановая тропа», но так как Buckeye – это прозвище Огайо, то по сути «Огайская тропа») – кругоогайского пути длиной почти полторы тысячи миль. Большую часть он идет по обочинам дорог и прочей непримечательной сельской местности. Потому не думаю, что так уж много желающих обойти штат по периметру. Но его отрезок в Cuyahoga Park единогласно признается наиболее живописным.
Пройти намеченный маршрут в 12.5 миль можно было равноценно как с севера (Brecksville, OH) на юг (Boston, OH), так и с юга на север. Мы выбрали первый вариант без особых практических соображений, хотя движение против солнца, возможно, слегка затрудняло навигацию на местности. Путь не круговой и назад предполагалось идти по велосипедному Towpath Trail, который соединяет те же географические точки почти по прямой (меньше 4.5 миль).
К северной парковке мы добрались к десяти утра. Не мешкая, взяв рюкзак с едой и питьем и запихав карту в карман, мы устремились наматывать положенные мили. Казалось бы сбиться с пути непросто. Правильная тропа на всем протяжении отмечена одинарными и двойными синими метками на деревьях, пнях или столбиках.
Двойная метка означает, что направление движения меняется, или вообще просто призывает к повышенной внимательности. Но, во-первых, в самом начале переплетаются и ответвляются множество других троп, во-вторых, даже хорошо углубившись в чащу, мы иногда не могли увидеть следующую метку и проводили пару минут, вращая головами и вглядываясь в стволы.
Быть может, синий не самый лучший и сливающийся с корой цвет, но зеленый, желтый, красный или белый еще меньше подойдут в соответствующие времена года. К тому же там, где вероятно недавно вытоптанная тропа извивалась среди травы, равномерно лежал толстый слой опавших листьев. Не раз окружающий лес казался таким непрерывно однообразным, что если бы не метки, без проблем можно было бы заблудиться.
Поначалу тропа делилась с лошадьми. На прокат их брать нельзя, надо привозить своих в специальных прицепах. Мы даже встретили двух всадниц.
Касательно других пешеходов, мы встретили и обогнали немало самых разных компаний (нас, как обычно, не обогнал никто). Жителям Кливленда до парка вообще меньше получаса добираться. Но все-таки главная туристическая пора завершилась с листопадом, и только солнечная погода заманивала людей в лесные дебри.
Было действительно тепло, как и в предшествующие дни. Я без колебаний надел рубашку с коротким рукавом. Не припомню, чтобы я так легко одевался в прошлые ноябри.
Дорога не оказалась трудной. Вся ее сложность проистекает разве что от приличной длины, пары долгих подъемов и изредка отсутствующих мостов при форсировании мелких ручьев.
Шурша дубовой листвой, мы двигались по привычному графику в 3 мили в час.
Промежуточным ориентиром было место под названием Jaite, где в начале 20 века располагалась бумажная фабрика. Оставшееся оборудование мы могли наблюдать за забором на обратном пути.
В качестве бонусов можно было посетить один из нескольких местных водопадов. Но опыт предыдущих походов к водопадам показывал, что оно того не стоит. Дороги к таким популярным развлечениям делают широкими и мощеными, народу толпится много, а сама падающая вода выглядит точно так же, как и на видео в Youtube, не добавляя впечатлений. К тому же желательно было вернуться к машине до темноты, да и общую усталость надо было принимать во внимание. И без водопадов мы прошли 17 миль (27 км) за 6 часов, и для преодоления лишних 3 миль нужны были веские причины.
Под конец путь пролегал очень близко от автомобильных дорог, затем мы, наконец, перешли саму реку и к половине третьего оказались в Бостоне.
Оттуда нам предстояло вернуться по Towpath Trail. Пролегал он вдоль старинного канала Огайо–Эри. В 1830-е он связал реку Огайо с озером Эри и тем самым Великие Озера с Миссисипи и Мексиканским заливом. Сама река Кайахога была слишком порожистой для судоходства, но необходимой для заполнения канала водой.
На нашем пути время от времени встречались каменные остатки некогда действовавших шлюзов.
Транспортное значение канала было огромным. Оно в первую очередь и обусловило рост и известность расположенного в устье Кайахоги Кливленда. Появление железных дорог, которые могли перевозить товары быстрее и так же дешево, привело к уменьшению роли водного пути. В какой-то момент канал перестали ремонтировать после наводнений и окончательно забросили. Но широкая канава, местами заполненная мутной водой, а местами поросшая деревьями, до сих пор тянется по восточному Огайо.
Велосипедная дорожка проложена по западному берегу канала на месте пути, по которому шли мулы, тащившие баржи. Отсюда и название (tow – тянуть, path – путь). Интересно, если бы Огайо был рабовладельческий штат, были бы в США свои черные бурлаки?
Ныне же те места облюбовали любители велосипедных прогулок и неспешных пробежек. На своем обратном пути мы встречали самых разных по экипировке, возрасту и скорости перемещения велосипедистов: от начинающих четырехколесных до облаченных в шлемы гонщиков.
Слева извивалась река Кайахога. Она до сих пор не достигла высот в чистоте воды, и купание, рыбная ловля и даже лодочные прогулки не поощряются, но и не запрещаются. Любоваться рекой собственно негде. Самый красивый вид создает рукотворный автомобильный мост, по которому мы и приехали в парк. Под самый конец у нас была возможность немного отклониться на наблюдательный пункт, но ноги уже хотели по-быстрее дойти последнюю милю, да и что там собственно наблюдать?
По другому берегу параллельно реке проложена убившая канал железная дорога. С развитием автомобильного транспорта она тоже превратилась в первую очередь в туристическую забаву. Катается поезд туда-обратно, ленивым пассажирам рассказывают о родном крае. Время от времени мы слышали тепловозные гудки, но сам состав увидели только когда вернулись на парковку. Сев в машину, мы первым делом съели ехавшие до того момента балластом бутерброды и двинулись домой. Было еще светло, и окончательно стемнело только уже в Пеннсильвании. Единственной неожиданностью на обратном пути было то, что за въезд в Пеннсильванию надо заплатить фиксированно $3.75 (по столько же собирали с нас на Ohio Turnpike в каждую из сторон – итого $11.25 дорожных пошлин). Чтобы выехать из штата на запад, платить не надо.
Заодно тем же вечером заехали в магазин за продуктами. Дома обнаружили, что лифт не работает (плевать, мы на третьем этаже живем), но что хуже, отсутствует Интернет, и неясно, когда он появится (вот я писал все это off-line и даже не знал, как Россия со Словенией сыграла). По этому случаю пекли блины: надо же себя чем-то занять. Счет в матче я узнал только к полуночи, когда родители по Skype позвонили на мой мобильный. А с утра уже и Интернет дали.
Глобальный вывод из поездки: Cuyahoga Valley NP с точки зрения природной ценности должен иметь статус State park. Для Огайо это, конечно, уникальная лесистая экосистема, но в Пеннсильвании или Западной Вирджинии таких ландшафтов полно. Конечно, нужно учесть и редких птиц и отсутствие местного финансирования, но мне сейчас сложно представить, зачем бы мы поехали туда снова в обозримом будущем. Прогулкой я доволен, но будем искать что-нибудь более замечатальное поближе к дому.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий