В пятницу 27 ноября мы посетили очередное представление Питтсбургского симфонического оркестра (PSO). В программе был Первый фортепианный концерт Чайковского и «музыка семьи Штраусов» во втором отделении. Нас, разумеется, в первую очередь привлек Чайковский. Сами американцы признают, что его 1-ый фортепианный концерт – одно из самых известных музыкальных произведений, к которому вновь и вновь возвращаются исполнители и слушатели во всех уголках мира. Мы же до этого неоперного Чайковского никогда вживую не слушали, хотя наш интерес к классической музыке начался именно с mp3-шного сборника опусов Петра Ильича. Штраусов же мы рассматривали как данных в нагрузку. Какая глубокая связь может быть между гениальным виртуозным концертом и веселенькими вальсами? Программа второго отделения, состоящая из девяти маленьких вещиц, была опубликована на сайте PSO. Доминировал «король вальсов» Иоганн Штраус-младший. Кроме того, его менее известный братец Иозеф был представлен 1.5 отрывками (пиццикато-польку братья написали совместно).
Дняблагодарениевский уикенд тем временем протекал довольно уныло за интернетовскими посиделками. Погода стояла мрачная: раньше часа дня и вставать не хотелось. А в пятницу в морозном воздухе даже начало кружиться что-то вроде снега. К моменту выхода из дома уже давно и окончательно стемнело. Дорога до Downtown'а уже проезжается на автомате, и навигатор мы берем разве что из привычки. Народу собралось визуально чуть ли не меньше, чем на предыдущий хэллоуиновский концерт: целые ряды остались свободными.
В концерте Чайковского, как это уже стало традиционным, солировала молодая китайская пианистка Са Чен. Оркестром дирижировал музыкальный руководитель PSO Манфред Хонек. И получилось все очень и очень стандартно. Можно, конечно, винить не самые удачные места или общую заезженность концерта, но на меня особого впечатления произведено не было. Причем к солистке у меня особых претензий нет, а вот оркестр звучал как-то вяло, медленно и несобранно. Публика, конечно, рада любому исполнению. Первые аплодисменты раздались уже после первой части. Заодно, воспользовавшись паузой, усадили опаздавших. И в конце тоже хлопали, но лично я даже не вставал. Тем не менее развели китаянку на принятые бисы. Что она исполняла, я не расслышал, но что-то медленное и заунывное, может быть, даже китайское. А на бисы надо что-нибудь веселое и быстрое. Ну, проехали Чайковского. Концерт знаменитый. Потом еще когда-нибудь пойдем, тогда и сравним.
После антракта количество музыкантов возросло во всех группах, и начались Штраусы. Cыграв первый вводный вальс, маэстро Хонек взял объявление программы в свои руки: как-никак отечественного композитора играет. Получилось это у него замечательно, с юмором. Сам немецкий акцент уже веселый с его «вондерфуль» и «поссибль». И оркестр зазвучал по-другому: громко и задорно. Вальсы сменяли польки, а польки сменялись маршами. В «Египетском марше» оркестранты даже выступили в роли хора. Под конец прозвучала известная полька «Гром и молнии». За гром отвечал большой барабан, а за молнии на пару визг струнных и блеск меди. Хонек обещал, что возможно будет даже дождь. И правда, под последние аккорды музыканты раскрыли скрываемые до того момента разноцветные зонтики.
Тут аплодисменты и крики «Бис!» были уже гораздо громче. Уламывать дирижера долго не пришлось, и прозвучала так называемая музыкальная шутка Perpetuum Mobile («Вечный двигатель»). Как я понял, играть ее можно по кругу до бесконечности. Но и на этом слушатели не остановились и требовали продолжения концерта. У PSO оказался еще один припасенный рояль в кустах. Точнее не рояль, хотя рояль после первого отделения так полностью за кулисы и не оттащили, а наковальня. В этом был намек на команду по американскому футболу Steelers (сталевары), которые для Питтсбурга, что «Зенит» для Петербурга. Наковальню вывез из левой кулисы парень в желтом фартуке и в черной сварочной маске. И под оркестровый аккомпанемент он простучал двумя молотками еще какое-то произведение Штрауса. Но и это был еще не конец. Вечер закончили наиизвестнейшим «Маршем Радецкого» Иоганна Штрауса-старшего. Хонеку удалось продирижировать не только оркестром, но и аплодисментами публики, которыми она сопровождала исполнение марша.
Думаю, все остались очень довольны. Наверно, для таких вот пасмурных дней Штраус действительно подходит лучше всего. Чем и хороши живые концерты, что каждый раз тебя ожидает уникальное и непредсказуемое действо. С Pittsburgh Symphony мы расстаемся до следующего года, а именно до конца января, когда Седьмая симфония Брукнера пойдет в связке с Пятым фортепианным концертом Бетховена. Ну, а в промежутке нас ожидает большая оперная программа в Мет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий