31 октября, в хэллоуиновскую ночь, что на час длинней обычной, мы открыли свой сезон в Pittsburgh Symphony Orchestra. Они что-нибудь играют каждый выходной. Для начала мы заказали билеты на десять концертов, которые уж никак нельзя пропускать. Получив в кассе увесистый конвертик, мы отправились на верхотуру, откуда открывался живописный вид на оркестр.
В тот вечер немецкий дирижер польского происхождения Марек Яновский (под чьим руководством в начале 1980-х сделана одна из самых известных записей «Кольца») озвучивал фортепианный концерт Сен-Санса нумер 2 и «Фантастическую симфонию» Берлиоза. Объединяет их разве что французское происхождение и романтическая направленность. Справиться с первой вещью дирижеру помогал французский пианист Жан-Ив Тибоде. Но мы пришли не ради концерта Сен-Санса, а ради «Фантастической симфонии».
Что лучше подойдет к Хэллоуину? В прошлые выходные «Фальстафа» тоже превозносили, как Halloween story, намекая на чертовщину в третьем акте. Вот и в «Фантастической симфонии» согласно сочиненной Берлиозом программе герой, обкурившийся опиумом из-за несчастной любви, проходит через череду видений, заканчивая походом на эшафот, где ему рубят голову (четвертая часть), и шабашом ведьм (пятая часть). Между прочим, самые громкие и потому любимые мною части. Такие Halloween connections очевидны не только в Питтсбурге. К примеру, Вашингтонская опера, куда мы едем в следующие выходные, в октябре тоже ставила «Фальстафа», а Филадельфийский симфонический оркестр в то же время играл Symphonie Fantastique. Надо будет понаблюдать, превратится ли «Фальстаф» в необходимый атрибут Хэллоуина, как «Гензель и Гретель» стали спутником рождественно-новогодних праздников (мы их смотрим 2 января в Мет).
Но на улицах особого праздничного маскарада не наблюдалось. С утра, когда мы ездили в магазин, накрапывал дождь. В Downtown'e же детям ходить колядовать негде, а взрослые и так каждый уикенд напиваются. В Heinz Hall'е уже можно было встретить капельдинера в маске зайца или шляпе ведьмы. Заяц прямо перед нами рассаживал немногочисленных зрителей по местам. Некоторые с ним фоткались, но я фотоаппарат на концерты не беру. Из зрителей только одна пожилая пара заявилась в масках под Призрака, в остальном же никаких различий с другими концертами не наблюдалось.
На симфонические pre-talk'и мы не ходим, так как были пару раз в прошлом и вынесли вердикт «скучно». Описывать симфоническую музыку я не мастак. Все-таки мне ближе и понятнее опера. В Symphony меня больше занимают попутные вещи. Разведут ли зрители пианиста на бисы (всегда разводят)? Вот и сегодня отстучав Сен-Санса, мсье Тибоде покупался в аплодисментах, походил от кулис до рояля, покланялся публике и на четвертом поклоне засел за инструмент и сыграл что-то номер три из Брамса (мы с братом обсуждали возможные бисы до начала концерта и не угадали). В перерыве я все ждал, когда на сцену вынесут колокола, необходимые для пятой части симфонии. Укатили рояль, передвинули подставку под дирижером, принесли еще литавр, арфы, перевернули барабаны. Состав оркестра, наверно, удвоился по сравнению с концертом. Колокола так и не вынесли. Их решение было иным. Лысый дедок, который у Сен-Санса пару раз ударил в тарелки, а в симфонии отвечал за них и барабаны, отправился за кулисы и звонил оттуда. Потом вернулся к своим барабанам. Так что колоколов я так и не увидел.
После финального аккорда (зло победило?) все хлопали, правда, не так сильно как после Сен-Санса: на бис дирижера не разжалобишь. И все: мы вернулись в гараж и поехали домой. В Окланде, конечно, кто-то шатается по улицам в нетрадиционных костюмах, но мне надо презентацию готовить для класса по медицинской химии. А в PSO в следующий раз мы идем во время следующего праздника, Дня Благодарения.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий