среда, 25 декабря 2024 г.

Что мы делали в Мадриде, столице Испании

Если бы после поездки в Лондон в июле 2023 года меня спросили, куда мы отправимся заграницу в следующий раз, и я стал бы перечислять города, где хочу побывать, Мадрид не попал бы в первую десятку. Вообще-то мы собирались в Милан, но не смогли достать билеты в «Ла Скала» (и к лучшему: Кауфман снова отменил), а желание слетать в Европу на оперу уже не отпускало, поэтому я стал искать, кто где поёт, и неожиданно для самих себя мы купили билеты в Мадрид.

1. Что я знал о Мадриде? В Испании столица – Мадрид. В Мадриде – музей Прадо. В музее Прадо – триптих Босха «Сад земных наслаждений». А на триптихе Босха – чего только нет. У нас было 8,5 дней побродить по предрождественскому Мадриду и разобраться, что там есть, а чего нет:


2. Нет тёплой зимы. Я думал, что в декабре погода в Мадриде как в южной Калифорнии, а оказалось, как в южной Юте: утром 0 ºC, днём 10–15 ºC. И почти нет средневековой архитектуры, потому что столицей Мадрид стал только в 1561 году. Поэтому за средневековым настроением мы съездили в Толедо. В настоящее эль-грековское Толедо, а не в Толидо, штат Огайо, о котором подумали мои американские знакомые:


3. Мы вышли из дома в 4:45 утра среды, 11 декабря, и направились в местный аэропорт, откуда с пересадками в Финиксе и Нью-Йорке долетели до Мадрида, где уже был четверг, 12 декабря. Как только я увидел площадь Пуэрта-дель-Соль с геральдическим символом Мадрида – медведем и земляничным деревом, я выдохнул: «Слава Босху, в тот город прилетели»:


4. В 13:45 по местному времени, после 25 часов в дороге, мы зарегистрировались в отель и пошли гулять. Плюс путешествий в декабре – города красиво украшены к Рождеству. В Мадриде на каждой центральной улице были свои характерные лампочки, поэтому мы легко могли найти свой отель на Calle del Arenal по характерным красно-фиолетовым «колёсам», как я их назвал:


5. В пятницу, 13 декабря, мы решили брать быка за рога и идти в Прадо, но не с утра, чтобы пропустить толпы туристов. Поэтому вначале заглянули в бесплатный археологический музей Святого Исидора Мадридского, а уж после обеда отправились в Прадо:


6. Посетителей в Прадо было мало – ещё одно преимущество зимних путешествий. Но оказалось, что в одном из самых известных музеев мира запрещено фотографировать. Поэтому я недосчитался пары сотен фотографий и триптих Босха вам придётся смотреть самим. Как и «Триумф смерти» Брейгеля и «чёрную комнату» Гойи с «Сатурном, пожирающим своего сына». А Тициан с Рубенсом оставляют меня равнодушным:


7. Поняв, что в Мадриде не спят до полуночи, после музея мы спонтанно решили сходить на “El Fantasma de la Ópera” в 21:30 – до театра было 5 минут пешком от отеля. «Призрака оперы» мы смотрели на Бродвее в 2008 году, сюжет нам известен, поэтому в исполнении на испанском была своя изюминка. В диалогах я ещё половину слов понимал, но когда пели, наслаждался музыкой:


8. Хоть я пытался месяц по Duolingo учить испанский, мой брат оказался прав: нет разницы, знаешь ты по-испански 5 слов или 500, если на любые попытки заговорить тебе в ответ выдают тираду, на которую ты стыдливо переспрашиваешь: “¿Hablas inglés?” Вот выучил я, что туалет – это “Baños”, а в Мадриде он “Aseos” или вообще “Servicios”:


9. В субботу, 14 декабря, мы посетили Музей Тиссена-Борнемисы, ещё один из мадридского «Золотого треугольника искусств». Откуда такое неиспанское название “Thyssen-Bornemisza”? Австро-венгерские бароны собрали частную коллекцию, которая уступала только собранию английских королей, но пятой женой барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы стала бывшая «Мисс Испании», которая убедила мужа перенести коллекцию в Мадрид и продать большую её часть испанскому правительству:


10. Барон давно умер, а Кармен Сервера баронесса Тиссен-Борнемиса продолжает выставлять своих Роденов и Ренуаров. Этот музей мне понравился больше Прадо, и его картины заслуживают отдельного поста:


11. После музея мы обошли парк Буэн-Ретиро или просто El Retiro, в дальней части которого по садам бродят павлины, как канадские гуси по американским паркам:


12. А вечером у нас был симфонический концерт Национального оркестра Испании. Исполняли «Кольцо без слов»: 1 час 10 минут оркестровой музыки из вагнеровского оперного цикла «Кольцо нибелунга». Музыка замечательная, но я почувствовал, что мне «Вагнера не доложили». Получился такой тизер. Вспомнилось, как в 2020 году из-за ковида мы не смогли прослушать весь цикл в Чикаго, на который уже купили билеты. Поэтому после концерта я пошёл искать, кто и где исполняет «Кольцо» в 2025 году, и первым делом после возвращения из Мадрида купил билеты на конец июня в Венскую оперу:


13. Воскресенье, 15 декабря, было гулятельным днём: мы прошли по Мадриду 26 км. Первым делом поднялись на башню Faro de Moncloa. Построена она в 1992 году, и так совпало, что наблюдательная площадка находится на высоте 92 метра над землёй:


14. Сама башня выглядит красивее, чем виды с неё через грязное стекло. Увидели вдалеке небоскрёбы делового центра, пошли к небоскрёбам, пока наклонённые «Ворота Европы» не завалились:


15. По пути заглянули в бесплатный музей минералов и окаменелостей (Museo Geominero). Его здание – отдельная песня в стекле, дереве и граните. В кино должны быть такие музеи:


16. После обеда прохаживались по королевским садам и паркам, где некогда могли охотиться только короли, а сейчас всё принадлежит народу. Архитектура Мадрида мне не раз и не два напоминала Питер:


17. В понедельник, 16 декабря, поехали на скоростном поезде в Толедо. Полчаса в пути, и ты переносишься на 500 лет в прошлое:


18. Идёшь по узкой улочке, где и двум людям-то сложно разойтись, впитываешь историю, и вдруг навстречу выезжает на приличной скорости бензиновая повозка:


19. Толедо заслуживает отдельного поста. Мой брат ворчал, зачем мы едем туда на 9 часов, нельзя ли взять билет на обратный поезд пораньше, а мы и половины интересного не обошли. Даже не были в главном Толедском соборе, потому что подъём на его башню закрыт. В следующий раз. А в этот лучшие виды были с иезуитской церкви Святого Ильдефонса Толедского:


20. Вторник, 17 декабря, тоже был выездным днём. Уже на обычном пригородном поезде мы поехали в построенный Филиппом II в 1563–1584 годах монастырь-дворец Эскориал, где происходит действие оперы Верди «Дон Карлос»:


21. Я читал в интернете, что в Эскориале нельзя фотографировать. Но во время нашего посещения этот запрет сохранялся только в усыпальнице испанских королей. А могилы инфантов, того же Дона Карлоса, часовню, дворцовые коридоры и расписанную библиотеку можно снимать невозбранно:


22. Я склоняюсь к тому, что Эскориал тоже заслуживает отдельного поста. Эх, перенесёмся в среду, 18 декабря, когда мы изучали собор Альмудены – кафедральный собор архиепархии Мадрида:


23. Строился он с 1883 по 1993 год и был освящён папой Иоанном Павлом II. Снаружи он неороманский, внутри – неоготический:


24. В сам собор можно зайти бесплатно, но у них есть отдельный платный вход в музей и лестницу к куполу. Виды оттуда прекрасные, без стекла, но со скульптурами апостолов:


25. Затем мы покинули исторический центр в поисках совсем другого Мадрида. Как ценители брутализма, мы не могли пройти мимо Torres Blancas («Белых башен»), где каждая деталь кричит: «И я построена в 1960-е!»


26. Я вёл брата в парк Фуэнте-дель-Берро, где в 1981 году в рамках культурного обмена между пост-франкистской Испанией и СССР поставили памятник “al gran poeta ruso” (а в Москве поставили Сервантеса). В этот момент мне так и хотелось процитировать Дон Гуана из «Каменного гостя»: «Ах, наконец // Достигли мы ворот Мадрита!»


27. А вечером мы попали на бесплатный рождественский концерт в тот же собор Альмудены. В планах было пойти на балет в Театр Сарсуэлы, но билеты на балет разобрали. Поэтому слушали, как военный оркестр играет Моцарта с Бетховеном, а хор мальчиков из Эскориала подпевает им в сцене из «Кармен» Бизе:


28. Четверг, 19 декабря, начался с пары бесплатных музеев: «очень современного искусства» и очень древнего храма. Что делает храм Дебод, посвящённый богине Исиде, в центре Мадрида? Пока СССР помогал Египту строить Асуанскую ГЭС, капстраны помогали Египту переносить храмы, затапливаемые водохранилищем Насер. Один из храмов так удачно перенесли, что он оказался в Мадриде:


29. «Дочертили» «золотой треугольник» посещением Центра искусств королевы Софии. Я ожидал от него большего. Временные выставки оказались одна прогрессивнее другой. Но все идут туда ради «Герники» Пикассо, которую отгородили верёвочкой и посадили двух вахтёров:


30. В пятницу, 20 декабря, мы, наконец, попали в Королевский дворец. Мы собирались туда в среду, но в среду он был оцеплен полицией, так как дворец оказался нужен самому королю:


31. В пятницу тоже часть залов была закрыта. Какой-то малазийский дедушка с чемоданом на колёсиках на ломаном английском пытался убедить стражника, что он специально прилетел из Малайзии, чтобы встретиться с королём, но был послан. А вот корону и скипетр можно посмотреть без очередей:


32. Из фотовыставки, посвящённой 10-летию правления Филиппа VI де Бурбона (и 10-летию выхода на пенсию его отца Хуан Карлоса I ), я узнал, что у испанского короля нет сыновей, и наследницей престола является принцесса Астурийская Леонор:


33. Мне вспомнились слова из «Записок сумасшедшего» Гоголя о её прапрапрапрабабушке королеве Изабелле II: «У меня все не могли выйти из головы испанские дела. Как же может это быть, чтобы донна сделалась королевою? Не позволят этого. И, во-первых, Англия не позволит. Да притом и дела политические всей Европы: австрийский император, наш государь... Признаюсь, эти происшествия так меня убили и потрясли, что я решительно ничем не мог заняться во весь день. […] Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании.

Год 2000 апреля 43 числа.
Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я».

Принцесса сейчас служит во флоте. В прошлом году была в армии, а в следующем будет в ВВС. Какая из неё королева, если она палубу не драила и на истребителе не летала:


34. В общем, интерьеры дворца из разряда «так жить нельзя». Но если бы вдруг оказалось, что я испанский король Энрике V де Соловьефф, то у меня были бы слуги, чтобы менять лампочки в светильниках и стирать пыль со львов:


35. После королевского дворца мы поднялись на наблюдательную площадку другого «дворца» (Palacio de Cibeles) с заглавной фотографии. В начале 20 века его построили как здание центрального телеграфа. Но кому сейчас нужен телеграф? И красивое здание прибрала к своим рукам мадридская мэрия:


36. А вечером пятницы мы отправились в Королевский театр на оперу Доницетти «Мария Стюарт», которая и определила, что в этом декабре мы едем в Мадрид. Шотландскую королеву Марию Стюарт пела уроженка Нового Орлеана Лизетт Оропеса, а английскую королеву Елизавету I – Айгуль Ахметшина из Уфы. На сцене каждый может побыть королём или королевой, даже если в конце второго акта тебе отрубят голову:


37. Музыкально и драматически опера слабовата. Даже в постановке нашего любимого режиссёра Дэвида МакВикара. Все пели хорошо, старались проявлять чудеса бельканто, но Доницетти не Вагнер. В отличие от исторической Марии Стюарт Оропеса (в красном) на поклонах с головой – ей ещё несколько спектаклей петь:


38. В субботу, 21 декабря, мы выписались из отеля в 7:15 утра, чтобы не торопиться в аэропорт. Нам предстояло сдать багаж, пройти секьюрити (без TSA Pre), получить штамп в паспорт от испанского пограничника и штамп в посадочный при проверке американских въездных документов у ворот. От аэропорта с кодом MAD всего можно ожидать. А дальше 10-часовой перелёт в Чикаго, где тоже готовы к Рождеству:


39. Прошли границу, получили багаж, сдали багаж, прилетели в Финикс, прилетели в Сент-Джордж, получили багаж, завели машину и в 12:45 ночи воскресенья, 22 декабря, после 25,5 часов в пути, мы приехали домой. Пусть не во дворец, зато на 260 лет новее:


***

40. Конечно, поездка понравилась. Мадрид – приятный, относительно чистый и безопасный город. Не Лондон, где я чувствовал, что мы могли бы ещё месяц гостить, но в Испанию я буду рад вернуться. Ещё обязательно будет пост о расходах на поездку. Если придёт вдохновение, напишу о Толедо, сделаю обзор испанской еды и составлю рейтинг мадридских картин и скульптур. А если совсем нечего будет делать, то напишу ещё об Эскориале и самых впечатляющих мадридских зданиях:

Комментариев нет: