суббота, 1 октября 2022 г.

Сценарий видео о получении грин-карты

В предыдущем посте я написал, что выложил на ютуб видео о том, как получил грин-карту, и что для его создания мне пришлось написать сценарий, который я зачитал, параллельно меняя слайды в Keynote. Чтобы текст не пропал, я хочу выложить его в жж. Если запишу ещё видео, буду анонсировать их в блоге в таком виде.

***


1. Здравствуйте! Меня зовут Андрей Соловьёв. Я хочу рассказать, как в 2012 году я получил грин-карту по категории EB-1A за экстраординарные способности в науке.
В первую очередь я хочу дать ссылку на мой сайт andreychemist.github.io с примерами иммиграционных петиций. Если вам проще воспринимать информацию в письменном виде, там вы найдёте мою историю получения грин-карты и ответы на часто задаваемые об иммиграционном процессе вопросы.
Хочу отметить, что я не являюсь иммиграционным адвокатом. Я лишь обсуждаю свой собственный опыт, опыт моих друзей и знакомых, которые тоже получили грин-карты, а также американские иммиграционные законы в целом.
Рассказывать я буду по-русски, но слайды в силу тематики будут на английском.


2. Итак, кто я такой. В 2002–2007 годах я изучал химию в Санкт-Петербургском государственном университете в России. Затем с 2007 по 2011 год я учился в аспирантуре в Университете Питтсбурга, который закончил со степенью PhD в органической химии. В 2012 году, когда я получил грин-карту, я работал постдоком в Lawrence Berkeley National Lab в Калифорнии. У меня был неиммиграционный статус F-1 OPT – продолжение моего студенческого статуса. И, конечно, я хотел получить грин-карту, чтобы продолжить жить, работать и заниматься бизнесом в США.


3. Я изучил государственные сайты, адвокатские сайты, форумы и пришёл к выводу, что существуют две иммиграционные категории, по которым я могу податься самостоятельно без помощи работодателя: EB-1A и EB2-NIW. Буквы EB означают employment-based, то есть рабочие категории. Эти две категории отличаются по необходимым требованиям и процедуре подачи. Если очень сильно упрощать, категория EB-1A требует продемонстрировать экстраординарные способности в науке, искусстве, образовании, бизнесе или спорте. Для этого нужно соответствовать минимум 3 критериям из 10, перечисленным в законе. Также надо доказать, что вы собираетесь продолжить работать в США в области своих экстраординарных способностей. Большим плюсом этой категории являлось то, что по ней можно было запросить premium processing – ускоренное рассмотрение за две недели.
О категории EB2-NIW говорят, что она проще, чем EB-1A, но в 2012 году критерии по ней показались мне более размытыми и неопределёнными. Она является подкатегорией общей рабочей категории EB2, которая требует наличие учёной степени – мастерской или докторской – или исключительных способностей в науке, искусстве или бизнесе. Но по категории EB2 – без букв NIW – надо подавать с работодателем и вначале пройти процедуру Labor Certification – трудовой сертификации, по большому счёту доказать, что в США есть недостаток работников по данной специальности. Если пытаться получить грин-карту самому, без работодателя, то надо запросить waiver – разрешение не получать трудовую сертификацию, потому что в национальных интересах США её не требовать в вашим случае. Это и означают три буквы NIW. Для получения такого разрешения надо соответствовать трём факторам, и они несколько изменились с 2012 года. Тогда нельзя было запросить ускоренное рассмотрение по этой категории, поэтому я решил, что для начала подам ускоренную петицию по категории EB-1A, и если мне откажут, буду думать, что делать дальше и подавать ли другую петицию по категории EB2-NIW.


4. 10 критериев для категории EB-1A можно найти на официальном сайте USCIS – американской службы, которая занимается иммиграционными вопросами. Я отмечу те критерии, которые я указал в своей петиции. В первую очередь почти любой учёный со степенью PhD может заявить критерий номер 6 об авторстве научных статей в профессиональных журналах. К моменту подачи на грин-карту я был соавтором 12 статей по химии, включая 5 статей, где я был первым автором, в ведущих химических журналах, включая Журнал Американского химического общества и известный немецкий журнал Angewandte Chemie International Edition.


5. Ещё один популярный критерий для учёных – значительный вклад в свою область. Традиционно этот критерий доказывается через число цитирований, которые собрали ваши статьи. У меня к моменту подачи на грин-карту было 187 цитирований. Я специально посчитал, что мои статьи цитировали более 50 научных групп из 19 стран мира, то есть это были не сплошные самоцитирования, а мои статьи читали и использовали. Нет жёсткой планки, сколько цитирований надо иметь. Одобрение петиции – процесс субъективный, на усмотрение проверяющего офицера USCIS. Я считаю, что для этого критерия желательно иметь хотя бы 50 цитирований, но это может сильно зависеть от научной области.
Также я представил 9 рекомендательных писем от профессоров: моих руководителей, соавторов, людей, которые работали в той же области, цитировали мои статьи. Рекомендательные письма не требуются по закону, но с их помощью легко продемонстрировать вашу известность и использовать цитаты из них, чтобы доказать значимость вашей научной работы. Я советую получить хотя бы 4–5 писем, потому что офицеры будут ожидать их увидеть в вашей петиции.


6. С нахождением третьего критерия обычно возникают проблемы. Я заявлял критерий о получении национальных или международных наград: наград в множественном числе. Ещё в 2002 году я получил серебряную медаль на международной олимпиаде школьников по химии. Можно сказать, что это было давно и вообще к науке отношения не имеет, но международная олимпиада – соревнование высокого уровня, попасть туда не так просто, поэтому я указал эту награду и думаю, что мне её засчитали.
Второй наградой я указал то, что я был финалистом международного конкурса PhD диссертаций по химии, который проводил один из больших издателей химической литературы и софтвера. То есть необязательно занимать абсолютно первое место. На школьной олимпиаде серебряная медаль у меня тоже была не за второе, а за 30-е место в абсолютном зачёте.


7. Я заявлял ещё один, уже четвёртый критерий – работу в ведущей или критической роли в организации с выдающейся репутацией. В доказательство я приводил то, что я работал по важным государственным грантам в ведущем американском университете и в американской национальной лаборатории. Но сейчас я думаю, что этот критерий мне не засчитали. Всё же он подразумевает руководящую, директорскую работу, или хотя бы получение собственного гранта. Но так как в случае одобрения петиции не дают никакого объяснение, какие критерии засчитали, а какие нет, я могу только гадать. Лучше указать все свои достижения и заявить больше критериев. В крайнем случае, USCIS пришлёт запрос на дополнительные доказательства с подробным объяснением, что они зачли, а что им не понравилось.


8. Я не могу пройти мимо ещё одного критерия – судейство других в своей области. Я его не заявлял в своей петиции, но мой брат, который получил PhD по математике и работал постдоком в области компьютерных наук, вместо критерия о наградах заявлял этот критерий на основании того, что он отрецензировал 9 статей для научных журналов и конференций. В науке такая работа рецензентом, подкреплённая письмами от редакторов журналов, засчитывается за критерий о судействе.


9. Всего критериев, как я отметил, десять, но не все из них относятся к учёным. Например, критерий номер 2 о членстве в организациях, в которые принимают за выдающиеся достижения. Членство, например, в Американском химическом обществе, в которое каждый может вступить, заплатив членский взнос не считается. Я не знаю ни одной научной организации, которая подпадала бы под этой критерий ниже Академии наук. Кому-то может подойти третий критерий о публикации в ведущих СМИ статей о ваших научных достижениях. О моей работе ведущие СМИ не писали.
Ещё два критерия – об участии в художественных выставках и о коммерческом успехе в исполнительском искусстве так сформулированы в законе, что к учёным они не относятся.
Есть ещё критерий номер 9 о высокой заработной плате. Я его не указывал. Я получал очень среднюю для постдоков зарплату. И считаю, что если вы можете заявить этот критерий, значит, у вас есть деньги на адвоката. Я всё делал без адвоката, потому что после написания диссертации на английском на 250 страниц решил, что смогу написать петицию на 20 страничек.


10. Итак, петиция подаётся с формой I-140 – сто сороковой. Сейчас пошлина за рассмотрение этой формы составляет $700, в 2012 году было чуть дешевле. Я оплатил все пошлины с помощью личных банковских чеков, потому что я уже жил в США. Я знаю, что у людей не из США возникают проблемы с оплатой пошлины, особенно сейчас. На своём сайте в разделе вопросов-ответов я рассказал всё, что знаю на эту тему из личного опыта, но так как я и мой брат подавали из США, я особо подсказать ничего не могу. Вместе с 140-й формой я отправлял форму 907 – запрос на ускоренное рассмотрение за две недели. Сейчас за него надо дополнительно заплатить две с половиной тысячи долларов.
Все документально подтверждённые доказательства по заявленным критериям в законе называются Initial evidence, но я часто и называю их петицией, потому что это основная и самая сложная в подготовке часть. Поэтому я и разместил примеры петиции на своём сайте, что их не найти на сайтах USCIS.
Наконец, я приложил к петиции копии всех имевшихся у меня иммиграционных документов. У каждого может быть свой набор документов в зависимости от статуса.


11. Я отправил форму 140 со всеми доказательствами и документами в USCIS 20 августа 2012 года. И уже через 8 дней, 28 августа, мне пришло письмо, что моя петиция по категории EB-1A была одобрена. То есть для одобрения не нужно быть нобелевским лауреатом или профессором в Гарварде. Это вполне под силу рядовому постдоку, у которого есть публикации и цитирования.


12. Одобрение петиции 140 ещё не грин-карта. На следующем этапе после одобрения петиции я подал форму 485 на смену моего неиммиграционного статуса на статус постоянного резидента. Эту форму подают только те, кто уже находится в США в легальном неиммиграционном статусе. Если вы находитесь за пределами США, грин-карту надо получать по другой процедуре, которая называется consular processing. Надо вначале назначить интервью в американском консульстве за рубежом и получить там иммиграционную визу на въезд в США. Я не шёл этим путём, поэтому знаю о нём только по чужим рассказам.


13. Вместе с 485-й формой надо подать ещё медицинскую форму, которую заполняет специальный врач, которого надо найти на сайте USCIS. Он же проверяет, что у вас есть все необходимые прививки.
Ещё нужно предоставить копию свидетельства о рождении с сертифицированном переводом на английский. Сейчас есть много онлайн-контор, которые делают такой перевод за сутки за $20.
Пошлина за форму 485 сейчас составляет $1140, и ещё $85 надо заплатить за биометрию – снятие отпечатков пальцев и фотографирование.
Я ещё приложил две фотографии, письмо от работодателя, что я продолжаю работать постдоком и получаю зарплату, а также копии всех документов, включая письмо об одобрении петиции 140.
При желании можно запросить разрешение на путешествия за пределы США и разрешение на работу, потому что подача формы 485 потенциально меняет ваши права и иммиграционный статус. Там много тонкостей, которых я не хочу касаться в этом видео, когда какую форму можно подавать. Это рассказ о том, что и когда подавал я, но вы можете найти на моём сайте подробное обсуждение, чем грозит подача формы 485.


14. Я подал 485-ю форму в сентябре 2012 года, в октябре мне пришло разрешение на работу, потом меня вызвали на сдачу отпечатков пальцев. А в ноябре я уже получил свою грин-карту. Хочу сказать, что сейчас всё стало намного медленнее. В 2012 году был минимум по времени рассмотрения всех иммиграционных форм. С тех пор сроки стали расти, и сейчас можно спокойно ждать грин-карту и год, и дольше.
В моём случае всё было очень быстро. Через пять лет после получения грин-карты, в феврале 2018 года я получил американское гражданство.


15. За прошедшие годы я поделился примером своей петиции со многими друзьями и просто людьми из интернета. Я знаю более 40 человек, кто самостоятельно, без помощи адвоката, смог получить грин-карту по категории EB-1A или EB2-NIW, переписав мою петицию под свои достижения. В основном это учёные, но есть и, например, современные художники. О других профессиях я знаю намного хуже.
Ещё раз напомню, что пример петиции и поясняющие вопросы-ответы можно найти на моём сайте.
Если у вас есть вопросы о моей петиции, лучший способ связаться со мной – написать мне по емейлу andreychemist@gmail.com.
Ещё у меня есть блог на русском языке andresol.livejournal.com, где я собрал посты на тему иммиграции по тэгу green card. Историю моей собственной иммиграции можно найти, если почитать посты за 2012 год.
Спасибо за внимание.

Комментариев нет: