вторник, 13 сентября 2011 г.

Химическiй составъ человѣческаго тѣла



Просматривал на днях «Газету.ру» и наткнулся на заметку-интервью о популяризации науки. Хорошие люди отсканировали и выложили в интернет полную подборку «Вѣстника опытной физики и элементарной математики» за 1886–1917 годы. И как пришел я к ним на сайт, так и засел читать. В первую очередь из любви к стилю и орфографии, но и просто интересные вещи временами попадаются. Читаю, умиляюсь всяким «черезъ чуръ» и «циферблятъ», воображаю, что нынешние тексты тогдашней интеллигенции тоже показались бы написанными по-олбански.

Некоторые находки так и просятся, чтобы ими поделиться с широкой общественностью. Журнал специализировался на математике и физике, но был в нем раздел «Смѣсь», в котором публиковались занимательные новости науки. И вот в №13 (1887 год), на стр. 18 читаем:

Ну, я уже не раз убеждался, что в науке нельзя ничего категорически утверждать. Если некто не смог обнаружить в человеке других элементов, это не значит, что их там нет на самом деле.

Но это мелочи. Хотя именно разнообразными мелочами такие тексты меня и привлекают. Например, в дореволюционное время в России повседневная мера веса – фунт (409.5 г – меньше американского фунта, который 453.6 г), а расстояния – фут (30.48 см – столько же, сколько в США). «Киллограмы» и «центиметры» – удел ученых. Обратите внимание на сокращение «киллограма» – «кгр.».

То что неметаллы называли «металлоидами» я, конечно, знал, а вот «флор» вместо «фтора» выглядит непривычно. Конечно же, fluorine и минерал флюорит (CaF2). Но позвольте, чередование «л/т» крайне удивительно. На помощь приходит «Википедия», где я узнаю, что в то время, как весь мир, включая болгар и сербов, называет этот галоген от латинского «fluo» – «течь», так как флюорит добавляли к руде для понижения ее температуры плавления, в русском, украинском и новогреческом языках в итоге утвердилось альтернативное название от др.-греч. φθόρος – «разрушение». Не знал. Раньше был уверен, что русское название – искаженное латинское.

Но цель заметки была познакомить читателей с химическим составом человеческого тела. Во-первых, возникает методический вопрос, как этот состав был установлен. Человек обладает неоднородной структурой. Определяли ли они отдельно состав костей и мягких тканей или гомогенизировали людей и «полученную кашицу» сжигали, улавливали, титровали? И были ли у экспериментаторов исключительно научные цели – найти, сколько в человеке «угля». Последнее предложение заметки заставляет меня глубоко задуматься. Брат мне даже подкинул идею фантастического рассказа – что если бы в каждом человеке было полкило золота, не стали бы они друг на друга охотиться с целью пустить в переплавку. Прям-таки басня вспоминается о курице, несшей золотые яйца.

Ладно, век все же девятнадцатый, а не пятнадцатый. У них даже сходится общая масса: если сложить все цифры получится 69.6 кг. А вот насколько точно определен этот самый состав? Тут мы вновь обращаемся к Wikipedia. Перекопировать таблицу в блог не буду, но отмечу, что приведены данные по уже 60 элементам. Взят тот же среднестатистический 70-килограммовый человек. Самые распространенные 13 элементов определены верно (нет ли в этом числе чего-то мистического?). Если уж фтора было найдено «очень незначительное количество», то на четырнадцатый по распространенности цинк забили с полным на то правом. По водороду и азоту сходимость идеальная. Зато кислород в анализе 19-го века был занижен, а углерод, наоборот, завышен (какой-то «восстановленный» человек им попался). Кальций был завышен в 2 раза, калий – в 6 раз, хлор – в 8 раз, а железо – в 12 раз. Человек был не только восстановленный, но еще и хорошей засолки.

В современном человеке отыскались и благородные металлы: серебра – 2 мг, золота – 0.2 мг. Но если их ролью в научно-популярном издании можно пренебречь, то вот без цинка, кобальта или иода человеку пришлось бы туго. Наверно, они потому и были такие глупые в своем позапрошлом веке, что не жрали витамины и минералы.

Комментариев нет: