Вчера мы закончили музыкальный сезон Третьей симфонией Малера в PSO. А ровно за неделю до этого там же мы слушали Девятую Бетховена. Обе симфонии достаточно длинны, чтобы сделать их единственным блюдом за вечер (разумеется, безо всяких антрактов). В них обеих задействованы хор и солисты, и оба раза дирижировал Манфред Хонек. Но это, пожалуй, и все, что объединяет эти два произведения, написанные с разницей в семьдесят лет.
Девятая симфония Бетховена с ее «Одой к радости» в финале является, наверно, самой важной симфонией в истории. Для Бетховена она явилась вершиной творчества, а для последующих композиторов – поворотным моментом. Но на этот раз мне больше всего понравился даже не финал, а вторая часть. Хор и солисты расселись еще перед самым началом, где-то за оркестром. Когда они, наконец, вступили то, то ли от долгого, но напряженного сидения, то ли от того, что оркестр звучал слишком громко, слышно их было неважно. Хор звучал довольно не согласованно и рвано, если сравнивать с записями. Солисты тоже выдающихся голосовых данных не продемонстрировали, хотя сольные партии в Девятой крошечные. А еще дождь в тот вечер накрапывал.
Малеру больше повезло и с погодой, и с исполнением. Конечно, PSO не поразил меня так, как оркестр Мариинского, когда он исполнял ту же симфонию в мае 2007 года. Но мы тогда впервые в жизни были в только что открывшемся концертном зале, впервые слушали живое исполнение Малера, и у Гергиева действительно все получалось в тот вечер. PSO тоже играли хорошо: и трубач-солист за сценой в третьей части, и разнообразные ударные, и усиленные духовые, и стандартные струнные. Меццо Джейн Ирвин пела, а хор бомкал как полагается. Может, от того, что вышли на сцену только непосредственно перед четвертой частью и не томились ожиданием, а может, из-за того, что маэстро Хонек приглушил оркестр и вывел солистку вперед. «Монументальная вещь эта Третья Малера», – понимаешь после полутора часов прослушивания.
Итак, сезон закончен. Самым большим впечатлением в PSO за этот год лично для меня стала Пятая симфония Прокофьева. Брат с ней и так был неплохо знаком, а вот я открыл для себя еще одного композитора-симфониста. В следующем сезоне пока насчитывается тринадцать концертов, которые стоит посетить. Наиболее важный – Пятая Чайковского.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий