Вот уже двадцать первый раз за свою сравнительно недолгую историю Pittsburgh Opera ставит «Автомобилистов» (Carmen) Бизе (а как еще назвать оперу, где Мерседес – один из персонажей). Популярность «Кармен» среди композиторов и критиков для меня остается загадкой. Разве что это редкая возможность для меццо быть на первых ролях. Что же касается широких слоев публики, то ее привлекает опереточная по сути музыка, чуть ли не составленная из отдельных, происходящих из народных танцев и со временем опопсившихся номеров. Зашел я когда-то в какую-то группу в vkontakte, позиционирующую себя любителями оперы, а там был опрос о любимом шедевре. С большим отрывом лидировала «Кармен». «Ну, с вами все понятно», – сказал я и нажал на крестик.
Из увертюры к посту ясно, что, например, в Нью-Йорк мы бы на «Кармен» не поехали, но вот в Pittsburgh Opera имеет смысл стать всеядным и ходить на все, чтобы потом не думать, что что-то упустил. Пусть будет «Кармен».
По-летнему теплая погода отменяет тезис о том, что театр начинается с вешалки. Моя форма одежды отныне летняя парадная, то есть никаких свитеров и пиджаков. Так что для нас театр начинается с pre-talk'a, откуда можно было узнать пару интересных вещей. Больше о новелле Мериме, чем об опере. Вот, к примеру, в программке я прочитал о влияние на Мериме и либреттистов «Цыганов» Пушкина, весьма современной поэмы в ту эпоху. Действительно, за незнанием французского я не обращал раньше внимания, что после ареста Кармен поет нечто, напоминающее песню Земфиры, то есть «Режь меня, жги меня и т.д.».
На «Кармен» зал забился почти полностью. Соответственно было много случайной публики, которая не к месту смеялась и хлопала за несколько тактов до конца актов. Руководитель театра Кристофер Хан обходил первые ряды партера и сердечно здоровался с главными спонсорами Pitt Opera. Объявления в фойе предупреждали, что выстрелы – это часть шоу, а сигареты, используемые на сцене не являются ни настоящими, ни вредными. Когда-то сюжет «Кармен» казался оскорбительным для французской публики. Политкорректная американская публика тоже может найти многие вещи возмутительными. Я вот тоже не понял, зачем режиссер решил пристрелить Цунигу в конце второго акта, хотя об этом ничего нет в либретто. Публика, привыкшая хлопать невпопад и заранее, уже начала хлопать заранее, как «бах!», и контрабандисты простреливают Цуниге голову. Аплодисменты моментально приглушаются. Цунига, конечно, не самый приятный персонаж, но не настолько, чтобы приветствовать его убийство.
Режиссер вообще-то больше ничем не удивил. В американской провинции приняты традиционные постановки. Декорация была по сути одной и бессмысленной. Оставалось только правильно разводить хор. Еще режиссеру повезло с двумя колоритными личностями контрабандистов, которые по либретто теноры. На всякие маленькие роли были задействованы аж шесть участников программы Residential Artists (что-то вроде Академии молодых певцов в Мариинке). Так вот оба тенора были с типичными тенорскими бородами и брюхами. С такой внешностью только и играть контрабандистов.
Когда накануне я проверял состав исполнителей, то смог найти на Youtube только Kate Aldrich (Кармен) и Yali-Marie Williams (Микаэла), а вот мужики были безвестные Roger Honeywell (Хозе) и Kelly Markgraf (Эскамильо). Обычно, если о певце мало что известно, то он будет петь либо очень плохо, либо очень хорошо. В этот раз имел место, скорее, второй вариант. Редко бывает, чтобы тенор был самым понравившимся певцом за вечер. Но мистер Ханивелл продемонстрировал такую мощь голоса особенно на высоких нотах, что остается только жалеть, то он пел Хозе, а не Отелло. В партии Хозе и петь по сути нечего. Ария о цветке и в конце немного. Вот и все. На эту роль часто ставят начинающих теноров. Эх, дождусь ли я, когда в США будет исполнен «Тангейзер» или «Андреа Шенье». Кажется, что и исполнителя на заглавную роль можно найти, если поискать.
Эскамильо тоже пел неплохо, создавая образ чрезмерно хвастливого «тореадора из Гренады». Хвастливого настолько, что начинаешь сомневаться, а видел ли он в своей жизни быка. Все, что продемонстрировал – это появляться на пару минут в трех актах и проиграть Хозе в драке на ножах. Как заключил русскоязычный зритель за моей спиной (что-то нам на них в последнее время везет): «Чего приходил, чего уходил?».
Кэйт Олдрич будет петь Кармен совсем уже скоро в Мет. Не знаю, как у нее выйдет на главной сцене страны, но в Питтсбурге она меня не впечатлила. Ожидал большего. Пела значительно тише Хозе без каких-то особых красок в голосе. Разве что выглядит подобающе Кармен, но этого мало. А еще она во втором акте сверзилась со стола. Внимательнее надо быть.
Наиболее красивая музыка в «Кармен» на самом деле у Микаэлы. Оперные, а не балетные арии. Только вот в Питтсбурге Микаэла вышла девушкой доброй, но толстой, с птичьим зажатым голосом. Тут я даже хлопать в конце не стал. Абсолютно слабое исполнение.
Оркестр тоже не блистал. У меди как всегда проблемы. И вообще все как-то скучно и раздроблено. Исполняли версию с диалогами, но, как мне показалось, все-таки не со всеми диалогами. С двумя антрактами (после первого и второго актов) уложились в три часа с небольшим.
Можно сказать, что первый раз в жизни внимательно прослушал творение Бизе от начала до конца. Задумался, не отсюда ли взял Чайковский детский хор для первой сцены «Пиковой дамы». Отметил сходство с музыкой Оффенбаха. В следующий раз на «Кармен» можно будет не ходить. В следующий раз мы пойдем на «Свадьбу Фигаро». К операм Моцарта у меня тоже не самое возвышенное отношение. Сюжет внятно воспроизвести не смогу ни для одной. Посмотрим, станет ли все ясно после питтсбургской постановки.
воскресенье, 21 марта 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий