– Мне представляется, что мы побывали во всех интересных местах Юты. Эпоха Великих Хайков закончилась. Не пора ли нам переезжать на пенсию куда-нибудь в центральную Европу?
– Нет, нет и ещё сорок раз нет! – возразил я. – Столь невообразимо слышать подобные речи от вас, многоуважаемый доктор, что я готов биться об заклад: вы намерены расшевелить меня на очередной спор. Как вам угодно: я утверждаю, что и в Юте осталось немало тайн и загадок. Взгляните сюда. Вы никогда не задумывались, почему именно юго-восточная Юта стала сосредоточением необычных структур, всей своей низкоэнтропийной формой противоречащих слепым разрушительным силам природы? С этими словами я развернул карту штата:

2. – Только вслушайтесь в эти названия: Сад Дьявола, Башня Титана, Арка Друидов. Как дождевая вода сквозь горную породу, сквозь толщу веков просачивается дух исчезнувших цивилизаций.
– Вы имеете в виду предков индейцев пуэбло, чьи руины мы видели в Меса-Верде?
– Ни в коем случае! Я говорю о более древних и ужасных цивилизациях, много старше Атлантиды, чьи следы сохранились лишь в пластах возрастом в сотни миллионов лет.
– Нонсенс! Современная наука…
– …только в 20 веке обнаружила движение литосферных плит. Каждая признанная теория, доктор, была некогда новой и непризнанной. У меня же пока не теория, а гипотеза, что все эти арки и башни возвели древние каньонитяне, и мы должны проверить её на месте. Собирайте чёрный чемодан. Мы отправляемся в экспедицию в Моаб.
3. Из путевого журнала доктора Андре. Понедельник. 24 марта 2025 года. Вашингтон-Сити – Грин-Ривер – Арка Корона – Моаб.
И вот мы снова в пути. Держим курс по I-15 на северо-восток, потом на восток по I-70 и, наконец, на юго-восток, в каньон реки Колорадо. Доктор Алекс уверенно ведёт машину, а я смотрю в окно и развлекаю его рассказами о кровавых драмах, разыгрывавшихся в этих диких краях до того, как благодаря гению инженеров шоссе пересекли пустыни и горы, над пересыхающими каньонами повисли мосты, и мормонский мир завёл на каждой смотровой сортир.
4. В местечке Грин-Ривер мы, быть может в последний раз, вкусили плоды цивилизации в виде смотрящей на вас из-под лука говяжьей печёнки и заботливо укрытого ветчиной и сыром «зелёного чилийского цыплёнка» (Green Chile Chicken):
5. Но оставлю житейские подробности для последующей публикации, а пока, чуть не доезжая до Моаба, я скомандовал доктору Алексу, сворачивать направо.
– Для начала нам надо пройти сквозь какую-нибудь арку, – сказал я. – Общеизвестно, что они являются порталами в фантастические миры. Если мы этого не сделаем, то будем продолжать смотреть на красоты Юты глазами современных туристов и видеть только геологические слои и следы эрозии вместо древних скульптур и храмов.
– Сгодится ли сточная труба под железнодорожной насыпью?
– Разумеется, нет. Кто знает, куда она нас заведёт. Стой! Куда ты?
И я бросился догонять удаляющегося доктора.
6. По другую сторону трубы нашему взору предстала крайне необычная арка.
– Доктор, вам это отверстие в скале ничего не напоминает?
– Мне кажется, это знаменитая Арка голубого джипа.

7. Из-за арки действительно раздавались звуки несущихся по бездорожью автомобилей.
– Хм. У меня на карте она так и подписана: Jeep Arch. Но откуда у древних каньонитян были джипы? Возможно, новодел. А что, доктор, могли бы вы на неё забраться.
– Да запросто!
8. Мне ничего не оставалось, как вскарабкаться вслед за Алексом и шагнуть сквозь арочный портал навстречу приключениям.
9. – Нам необходимо изучить все близлежащие арки на предмет каньонитянских следов. Вот, к примеру, Pinto Arch. Почему бы ей так называться? Не потому ли, что формой она похожа на бобы-пинто?
10. – Типичная pothole arch. С моей стороны она больше похожа на сердечко. А пинто – это порода пятнистых лошадей, откуда и произошло название бобов. Мне сдаётся, что дело не в форме арки, а в пёстрой окраске образовавшейся под ней пещеры:

11. Мы приблизились к каменному хоботу с загадочным названием Corona Arch:
12. – Мне кажется, что мы здесь уже были, – сказал доктор Алекс.
– Тогда мы познакомились с этими арками в плохую погоду, а я хочу познакомиться с ними в хорошую. Тебе случайно не кажется, что скалы наблюдают за нами, тянут к нам свои крючковатые пальцы, и нам следует держаться от них подальше?
13. – Мы, хрупкие людишки, всего лишь песчинки на фоне дремлющих каньонических сил, – продолжал я, поёжившись. – Ох, не хотел бы я оказаться здесь ночью, когда они очнутся от многовековой спячки и передавят нарушителей своего спокойствия как назойливых муравьёв. Кажется, нам пора регистрироваться в отеле, а завтра, с первыми лучами солнца, мы продолжим изучать арки. Или они нас.
14. Из путевого журнала доктора Андре. Вторник. 25 марта 2025 года. Моаб – Национальный парк Арки – Сад Дьявола – Моаб.
Мы катили по парку Арок, и я без устали тыкал пальцем в окно, указывая на скальные образования, которые становились всё необычнее и необычнее.
– Смотри, смотри! Ведь чистый Древний Египет!
15. – А здесь что-то от современной скульптуры. Мы на правильном пути, чёрт возьми!
16. Он и взял. Мы прибыли в место под названьем Devils Garden.
– Вперёд, доктор! Нам надо обогнать остальных посетителей. Я хотел забронировать место в кемпинге, но всё разобрали шесть месяцев назад. И как только могут добрые мормоны останавливаться в месте со столь бесовским наименованием. Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что растёт в саду у чёрта? – начал напевать я. – Какие-то гигантские стручки или вообще макароны-мутанты.
17. – И здесь, мне кажется, мы уже были. Году этак в 2009 году, – пробормотал Алекс, стоя посреди плавников каменных рыб.
18. – Конечно же были. Но тогда у нас не было ни карты, ни смартфонов, ни приложения AllTrails. И мы сбивались с пути, ища выход из лабиринта. Ах, романтика бесшабашной юности: идти, куда глядят глаза, не подозревая, что арки наблюдают за вторгшимися на их территорию чужаками:
19. – А теперь посмотрите направо, – продолжал я экскурсию. – Вы видите арку? Не видите? Присмотритесь получше. Это всё, что осталось от Wall Arch, некогда двенадцатой по величине из двух тысяч арок парка, а ныне лишь груде булыжников.
20. – Она рухнула в ночь на 5 августа 2008 года. Никто не видел, как и почему она упала. Загадочное ночное разрушение арки. Мы выходим к Landscape Arch (88,4 м), пятой по длине арке в мире после четырёх арок в Китае. С неё тоже время от времени отваливаются камни. Не надвигайте шляпу, доктор! Она вас не защитит.

21. – Время неумолимо: либо арки разрушатся, либо мы. В любом случае спешите их видеть. Наши потомки, выиграв за миллион право посетить парк Арки, будут завидовать тому, как мы могли бродить по Саду Дьявола будто по собственному огороду.
22. – А вот и главный огородник! – воскликнул я, когда мы подошли к одиночной скале со зловещим прозвищем Dark Angel. – Только каким боком он ангел? Где его крылья, доктор?
– Он же тёмный ангел. Пока падал с неба, всё себе пообломал.
23. – Хм. Я об этом не подумал. В любом случае, доктор, держите глаз телескопом и сообщайте мне обо всех объектах неестественного происхождения, которые могли остаться от каньонитян: черепки, амфоры, бутылки:
24. – Я вижу табличку определённо искусственного происхождения и неких двуногих существ, – рапортовал Алекс.
25. – Я их тоже уже заметил. Представители класса туристов, отряда хайкеров . Вымирание им не грозит, особой опасности для нашей экспедиции они не представляют, но и научной ценности, увы, тоже. А вот с аркой любопытно, любопытно. Она называется Broken Arch, а на вид совершенно цела. Что, если весь этот сад – одна огромная иллюзия? Где сад – там пустыня, где прошлое – там будущее, где верх – там низ. Ничего, завтра нас ждут колоссальные Башни Фишера над рекой Колорадо.
26. Из путевого журнала доктора Андре. Среда. 26 марта 2025 года. Моаб – Башни Фишера – Милл-Крик – Монтиселло.
– Мы же на них полезем? – радостно поинтересовался доктор Алекс, стоя у подножия Башен.
– Боже упаси! В них сотни футов высоты. Мы их аккуратно обойдём по трейлу и сфотографируем с безопасного ракурса.
27. – А вот и Титан! Разве он не напоминает тебе колокольню готической церкви посреди остатков стен древней крепости? Или архитектуру индуистских храмов?
28. – Кто и зачем мог построить такой небоскрёб посреди пустыни? Бездушная природа? Не смешите меня. Это дело рук каньонитян. Вон та группа башен со Штопором на крыше так и называется – Ancient Art. Не иначе они пытались сравняться с богами.
– А боги сравняли их с землёй.
29. – Смотрите, доктор! Кто-то забирается на Штопор. Возможно, это последние каньонитяне, которые смогли выжить только на вершинах своих циклопических жилищ.
– Я различаю три фигуры с огромными круглыми головами. Они и вправду карабкаются наверх.
30. – С круглыми головами? Хм. Иногда за каньонитян принимают представителей рода скалолазов, подотряда альпинистов, которые носят на голове защитные раковины, ещё называемые касками. Такие микроскопические существа никак не могли возвести многотонные башни 900 футов (270 м) высотой.
– А кто вообще этот Фишер? Король каньонинян? Одна из башен так и называется Kingfisher.
– Нет, пишут, что Фишер – какой-то шахтёр, который жил в этих краях в 1880-е годы. Что ж, красивое место для прогулки в погожий мартовский день, но оставляет больше загадок, чем разгадок. Даже если на Титане сохранилась древняя жизнь, я на него не полезу.
31. Вторая половина среды была посвящена изучению каньона North Fork Mill Creek. Берега ручья были обсажены туристами водоплавающего вида, которые время от времени плюхались с обрыва в воду.
32. Чем дальше мы продвигались вверх по каньону, тем страшнее и безлюднее он становился. Туристы исчезли, и лишь один безумный бегун промчался мимо нас и исчез в зарослях кактусов. AllTrails не знал никакой тропы дальше, и после очередного неприступного водопада я готов был сдаться и повернуть в сторону отеля, но доктор Алекс отыскал путь по боковой каменистой полке.
33. Дорожка не выглядела надёжно. «Что если каньонитяне заводят нас в ловушку?» – стучало у меня в голове. Но когда в экспедициях было легко?
34. Наши усилия были вознаграждены очередной гигантской аркой (Cliffhandle Arch). На наше счастье на нас она не упала. Если это и была древняя ловушка, мы были слишком мелкой дичью для её срабатывания. Но и никаких доказательств присутствия каньонитян нам под ней обнаружить не удалось.
– Не иначе бегун предупредил каньонитян о нашем приближении. Ничего, мы поступим хитрее, и завтра у Арки Друидов мы будем первыми.

35. Из путевого журнала доктора Андре. Четверг. 27 марта 2025 года. Монтиселло – Национальный парк Каньонлендс (Нидлз) – Арка Друидов – Скала-газета – Монтиселло.
– А вот здесь мы ещё не были, – удовлетворённо отметил доктор Алекс, когда бы достигли Needles District национального парка Каньонлендс.
36. – Этот каньон, окружённый каменными грибами и шпилями, называется Elephant Canyon. Слонов каньонитяне использовали в качестве мелких домашних животных. И вовсе не потому, что слоны были маленькие. Доктор, вы готовы к встрече со ютскими слонами?
37. Оборотясь, без лишних слов, доктор сказал: «Всегда готов».
38. – Арка Друидов – священное место каньонитян, – рассказывал я. – Нам надо достичь её раньше всех. Когда первый луч солнца осветит дно каньона, каньонитяне принесут в жертву своим богам… Надеюсь, что не нас. Но ещё по пути к Арке, я натерпелся такого страха, перемещаясь по металлическим скобам и лестницам, по скользким песчаным камням и сыпучим склонам. Если кто-то будет говорить, что тропа к Арке Друидов простая, плюньте им в виртуальную бороду и поставьте дизлайк. Это был один из тех великих хайков, о которых будут петь песни и слагать анекдоты. Но ради науки я набирался смелости и бросался в схватку с силой гравитации, стремившейся размазать меня по острым скалам.
39. Чу! Позади нас раздался мерный топот. Нас догоняло стремительное существо.
– Слон? – только и успел предположить я.
40. Но это был очередной трейловый бегун. Некоторые учёные считают их подотрядом хайкеров. На самом деле все бегуны принадлежат принадлежат к классу спортсменов и, если у них и был с хайкерами общий предок, их эволюционные дорожки давно разошлись. Мы с доктором Алексом легко обгоняем целые стада хайкеров, но нечего и думать, чтобы соревноваться с бегунами на склонах, где если сам ногу не сломишь, то скинешь камень на голову товарища.
– Эх, он снова опередит нас и распугает каньонитян своим топотом. Но где же Арка Друидов? По карте она должна быть перед нами, но я вижу всего лишь каменный столб. Неужели она обрушилась этой ночью? Какая потеря для науки!
41. Но доктор Алекс, поднявшись выше меня, спокойно констатировал:
– Вижу арку!
42. В ней действительно было нечто стоунхенджевское, отчего она и получила своё оккультное название. Арка Друидов оказалась значительно больше, чем я ожидал. И всё время подъёма я смотрел ей в торец, не осознавая, что маячивший передо мною столб – плавник с двумя щелями. Я встал под арку и – по словам всезнающего доктора Алекс – сделал победный жест борца сумо.

43. Но каньонитяне в очередной раз ускользнули от нас в макабрического вида пещеры каньона The Joint. Я решительно отказался погружаться в их глубины, напомнив, что правильные учёные всегда оставляют неиследованные слои для будущих экспедиций, и у нас будет прекрасная мотивация вернуться в Каньонлендс.
44. Вы думаете, что это конец? Как бы не так! Мы поднялись на плато, и перед нами раскинулся Chesler Park:
45. И тут я увидел их. Каньонитян. Поняв, что им некуда больше бежать, они замерли на месте, прижавшись друг к другу, и не шевелились. Но их тёмные глазницы и блестящие клювы выдавали их с головой. Даже вы заметите парочку на следующем фото:
46. Экспедиция завершилась оглушительным успехом. На пути из парка в отель мы остановились у придорожной Скалы-газеты (Newspaper Rock State Historical Monument).
– Я убил оленя стрелой, у меня выросли шестые пальцы на ногах, а мы изобрели колесо, – читал я. – В общем, доктор, ничего не меняется: политика, скандалы и большой раздел «Из жизни животных». И ни слова о нашем замечательном открытии. Ничего, завтра я раскрою всем страшную тайну:
47. Из путевого журнала доктора Андре. Пятница. 28 марта 2025 года. Монтиселло – Пейдж – Наутилус – Национальный монумент Пайп-Спринг – Вашингтон-Сити.
Мы возвращались домой южным путём через резервацию Навахо и Аризону. Умею я выбирать удачнейшее время для экспедиций. Отправься мы в дорогу на неделю раньше или на неделю позже, мы никогда не отыскали бы каньонитян под снегом. В пятницу над Page, AZ уже сгущались тучи, и мы не помышляли о долгих прогулках.
48. Однако же нам надо было вернуться в наш привычный мир, но как назло вдоль нашего маршрута не попадалось ни одной подходящей арки-портала. Пришлось нам пройти через туннель под названием «Наутилус».
49. Но вместо того, чтобы вынырнуть в нашем веке, мы оказались в конце 19-го. С порталами такое бывает. По двору бродили куры:
50. А из-за изгороди выглядывали длиннорогие коровы:
51. – Куда мы попали? – спросил я доктора Алекса.
– В Winsor Castle – форт, построенный мормонами возле родника Пайп-Спринг, чтобы защищать от набегов навахо свой скот и прятать от федералов своих «множественных» жён.
– Замки, индейцы, федералы, охо-хо. Можем мы вернуться в предыдущую историю с каньонитянами?
52. И мы вернулись.
– Теперь, когда вы подтвердили вашу гипотезу, – начал доктор Алекс, – в каком виде вы собираетесь представить её учёному сообществу, доктор Андре?
– В жареном, – ответил я. И, видя, что ни один мускул не дрогнул на лице моего собеседника, рассмеялся. – Ха-ха-ха, мой наивный доктор Алекс, я вынужден раскрыть обман. По последним данным радиоуглеродного анализа никаких каньонитян в Юте никогда не существовало. По крайней мере, за пределами моего воображения. Считай, что вся эта экспедиция была моим преждевременным и затянувшимся подарком на Первое апреля. Но насколько же интереснее отправляться на хайки первооткрывателями затерянных миров, чем наворачивать мили по тысячу раз пройденным маршрутам на AllTrails. Воображать, что мы повстречали на тропе не оленя, а рогатого духа каньона. Не китайского туриста с палкой для ходьбы, а могущественного чародея с волшебным посохом. Попробуйте смотреть на Юту моими глазами, и вам никогда не надоест по ней путешествовать.